Календарь

Июль 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

05:27, 12.12.2016

Искусство жить в Новосибирске: угловатая улица Дунаевского

«Новосибирские новости» публикуют текст авторской радиопрограммы Владимира Калужского «Искусство жить в Новосибирске». Десятый выпуск посвящен юношескому симфоническому оркестру и его создателю, Владиславу Янковскому, реформированию жанра аргентинского танго и системе оповещения горожан в вольных городах Германии XVIII века. Программа вышла в эфир радио «Городская волна» 9 декабря.

«Новосибирские новости» публикуют текст авторской радиопрограммы Владимира Калужского «Искусство жить в Новосибирске». Десятый выпуск посвящен юношескому симфоническому оркестру и его создателю, Владиславу Янковскому, реформированию жанра аргентинского танго и системе оповещения горожан в вольных городах Германии XVIII века. Программа вышла в эфир радио «Городская волна» 9 декабря.Здравствуйте! Это передача о музыке, и не только о ней.

Это передача о городе, в котором мы живём, который отличается, без преувеличения, ото всех городов нашей страны. Отличается своей краткой интенсивной биографией. Отличается своими масштабами, местоположением на карте. Особым набором интеллектуальных и художественных ценностей, собранных в нем. Одним словом, это особый, необычный город. И это надо, если не любить, то осознавать и ценить. Это требует, если хотите, умения находиться в нём. Вот отсюда и название – «Искусство жить в Новосибирске».

Каждая еженедельная программа состоит из нескольких тематических блоков или рубрик. Они посвящены наиболее важным событиям в культурной жизни города, учреждениям культуры и искусства, выдающимся новосибирцам, деятелям музыкального искусства. Возможно, в будущем появится и обратная связь с вами, нашими слушателями. Но главным содержательным моментом программы является музыка.

И, как всегда, мы начинаем с увертюры. Она вводит нас в программу. Сегодня снова Моцарт, увертюра к одной из его последних опер «Così fan tutte…». Это можно перевести, как «Так поступают все». Имеются в виду, конечно, женщины. Но есть и другой вариант, более решительный - «Все они таковы».

Аудиозаписи программы Владимира Калужского можно послушать по ссылке:

«Музыкальные улицы Новосибирска» - наша постоянная рубрика. Это путешествие по нашему городу. И среди полутора тысяч улиц с самыми разными названиями, приютилось несколько, почти дюжина, улиц, которые посвящены музыкантам и композиторам прошлого. И сегодня мы поговорим об ещё одной необычной улице. Первая и единственная, посвященная композитору, жившему почти в наше время – это улица Дунаевского.

Фото Павла Комарова

Исаак Осипович Дунаевский жил в первой половине XX века, но музыка его звучит до сих пор. Она радует и волнует! Его называли «советский Гершвин». Эта музыка действительно великолепна, искромётна и невероятно динамична.Ещё любопытно и то, что Дунаевский, в отличие от всех своих великих предшественников, бывал в Новосибирске. В 1943 году он приезжал в наш город на гастроли, потому что он был руководителем очень знаменитого в своё время Ансамбля песни и пляски железнодорожных войск СССР. В то время это ведомство было военным. И по принципу других подобных ведомств - армии, авиации, флота - у военных железнодорожников был свой ансамбль. Дунаевские, Исаак и Зиновий, были руководителями этого коллектива. И они приезжали с концертом в Новосибирск. Поэтому не случайно, что именно одна из улиц и названа именем этого замечательного советского композитора.

Так где же она? Улица располагается в Калининском районе, рядом с хорошо известными улицами Богдана Хмельницкого и Объединения. И вот там вы можете найти улицу имени Дунаевского. Она не очень прямая, идёт немного под углом.

А мы слушаем одно из самых популярных сочинений Дунаевского, посвященных, скажем так, «идее движения». Кстати, у него много песен, связанных с железной дорогой. Но эта музыка связана с путешествиями морскими.

Увертюра к легендарному фильму «Дети капитана Гранта» стала одной из самых популярных пьес, когда-либо написанных.

Фото Марии Козловой

«Просто музыка». В этом разделе мы, прежде всего, показываем музыку композиторов, которые отмечены на карте нашего города. В данном случае это снова Петр Ильич Чайковский и Вольфганг Амадей Моцарт.

Итак, Чайковский. Ноктюрн, опус 19, №4. Звучит в переложении для виолончели. Играет Артём Константинов в сопровождении пианиста Николая Александрова.

Даниил Крамер. Хорошо известный новосибирцам джазовый пианист. Но, как истинный профессионал, он очень широк в своих жанровых возможностях. И с московским квартетом имени Глинки он записал квинтет Моцарта. Финал этого сочинения мы и слушаем в нашей программе.

В этой части программы звучат необычные инструменты и необычные исполнители. Они уже не связаны с названиями улиц, но частично связаны с нашей музыкальной историей. Сначала мы слушаем музыку композитора, который стал популярен у нас в стране и в Новосибирске менее 20 лет назад. Это аргентинский композитор и исполнитель на бандонеоне Астор Пьяццолла. Он известен тем, что реформировал такой культовый для Аргентины жанр, как танго. Наполнил эту музыку новыми интонациями, новым содержанием. Он вырос в предместье Буэнос-Айреса. И соединил танго с другими музыкальными направлениями, в частности, с джазом.

Мы слушаем одно из самых популярных его сочинений «Libertango». И исполняет его квинтет под управлением Астора Пьяццоллы. Это необычный состав. Помимо фортепиано и скрипки, там есть такой инструмент, как бандонеон. Это вид маленького аккордеона с очень характерным звуком.Среди музыкальных коллективов Новосибирска особое место, вот уже 25 лет, занимает юношеский симфонический оркестр, созданный при средней специальной школе (колледже). Его создатель и долгое время бессменный руководитель, заслуженный артист России Владислав Янковский, «первый кларнет» нашего академического симфонического оркестра. Почти четверть века он положил на то, чтобы этот оркестр был, существовал и радовал нас, а также воспитывал замечательных музыкантов. К несчастью, Владислав Янковский не так давно ушел из жизни. Но существуют записи его оркестра, аудио и видео, и они дают представление, на каком уровне играет этот юношеский оркестр.

Памяти маэстро звучит музыка Грига. «Смерть Озе» из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт». Исполняет Новосибирский юношеский симфонический оркестр.

А завершает эту подборку музыка XVIII века. Георг Филипп Телеман. Этот композитор был современником и даже соперником великого Баха и блистательного Генделя. Мы слушаем фрагмент из его концерта для трубы. Казалось бы - ну что такое в XVIII веке труба? Популярный инструмент, как скрипка или клавесин. Но надо помнить, что в те времена в Европе, в каждом «вольном городе» - так в Германии назывались города, которые не зависели от короля или курфюрста - существовал «система оповещения граждан». И одним из таких способов была труба: трубач выходил на площадь перед городской ратушей и играл нечто напоминающее «Граждане, внимание!» Это была обязательная вещь, вместе с боем часов. И в штате муниципалитетов или магистратов обязательно был трубач. Труба была почтенным и уважаемым инструментом.

Фото Марии Козловой

Мы слушаем Адажио из концерта для трубы Георга Филиппа Телемана.

В заключительной части нашей программы прозвучат в первую очередь оперные произведения. И начнем мы с музыки композитора, который почти полвека простоял за дирижерским пультом одного из самых знаменитых оперных театров императорской России – Мариинского театра. Это Эдуард Францевич Направник. Операми дирижировали многие русские композиторы XIX века: Римский-Корсаков, Чайковский. И Направник тоже писал оперы. Правда, не такие успешные, как у вышеперечисленных композиторов, но всё же. Опера «Дубровский» по повести Пушкина была одной из самых популярных его партитур.

Мы слушаем Полонез из оперы «Дубровский» Эдуарда Направника.Джакомо Пуччини. Ария Мадам Баттерфляй из оперы «Чио-чио чан». Мы слушаем её в исполнении певицы Мириам Гаучи в сопровождении оркестра Чешского радио, дирижёр Уилл Хамбург.

И, наконец, инструмент, который сегодня является раритетом. А в XVIII веке он был очень популярен. Антонио Вивальди огромное количество музыки написал для него. Это мандолина.

В сопровождении оркестра «Камерата Романа» мы слушаем две части из концерта Вивальди для этого необычного инструмента.

Напоминаю, что в этой части нашей программы мы слушаем необычные версии классических мелодий. И опять музыка Моцарта. «Маленькая ночная серенада» - в неожиданной аранжировке. Франц Шуберт «Форель». Антонин Дворжак. Юмореска. И, как водится, с чего начали – тем и закончим. Моцарт, соната для фортепиано ля мажор, знаменитый «Турецкий марш».

Радиопрограмму «Искусство жить в Новосибирске» можно слушать на «Городской волне» по пятницам в 22-00 или по воскресеньям в то же время.

Цикл открывается 7 октября и будет выходить в эфир до Нового года.

Аудиозаписи программ будут выложены в группе радио «Городская волна» «Вконтакте»

просмотров: 220