В Новосибирске проходит «Эстафета патриотизма поколений» – встречи с ветеранами ради воспоминаний о Великой Отечественной войне. В те годы солдатами стали все – инженеры и рабочие, художники и музыканты. Что скрыто в картинах художников-фронтовиков, в галерее «Новосибирских новостей».
В Новосибирске проходит «Эстафета патриотизма поколений» – встречи с ветеранами ради воспоминаний о Великой Отечественной войне. В те годы солдатами стали все – инженеры и рабочие, художники и музыканты. Что скрыто в картинах художников-фронтовиков, в галерее «Новосибирских новостей».Художников часто брали в артиллерию из-за хорошего глазомера и способности к расчетам. Новосибирский живописец Павел Поротников служил лейтенантом, а знаменитый пейзажист Иван Титков - старшиной артиллерии у него в подчинении. После войны они поменялись ролями – Титков стал председателем новосибирского Союза художников, а Поротников уединился в деревне и писал сельские пейзажи.
Два брата-художника Иван и Василий Титков даже на войне не бросили занятия живописью. Им удалось организовать персональные художественные выставки прямо на фронте.
Репродукция картины Василия Хлынова «Материнство». Коллаж Марии Козловой
Антон Юзенас служил в войну вычислителем, Василий Хлынов был воздушным стрелком авиации, Сергей Булатов - мотористом авиации, это помогло ему при разработке дизайна интерьеров салона Ту-104. Михаил Меньшиков работал инструктором парашютного клуба, Александр Фокин командовал экипажем танка. Вадим Телишев начинал рядовым противотанковой роты, а закончил войну переводчиком штаба. Георгий Мирошниченко попал в конный отряд, Александр Пятков стал торпедистом на военно-морской базе Тихоокеанского флота. Михаил Мочалов прошел войну политруком.
Репродукция картины Георгия Мирошниченко «Синяя Обь». Коллаж Марии Козловой
Оставшимся в тылу художникам приходилось трудиться не меньше. Уже во второй день войны они рисовали большие живописные плакаты «Окон ТАСС».
Из 49 местных художников с войны вернулись 44. Часть из них решили переосмыслить увиденное и пережитое через искусство, изобразить всю тяжесть и ужас воспоминаний. Будни войны отразились в картинах Вениамина Чебанова «Солнышко», Геннадия Крапивина «Наша граница», Сергея Пирогова «Бой».
Реродукция картины Геннадия Крапивина «Наша граница». Коллаж Марии Козловой
Вернувшись с фронта, люди заново полюбили малую родину, свой край и природу. «Лунный вечер» Владимира Копаева, «Пастушья дорога» Михаила Косича, «Поля весенние» Алексея Лучникова, «Пригород» Николая Шагаева отражают местный колорит через сельские пейзажи. Картины «Улица Никитина» Михаила Кременского и «Синяя Обь» Георгия Мирошниченко – очарование городского пейзажа.
Репродукция картины «Поля весенние» Алексея Лучникова. Коллаж Марии Козловой
Другие фронтовики обратились к темам мирного труда и восстановления страны. Яркими примерами стали картины «Горновой» Василия Титкова, «Хоккеисты» Александра Тришина, «Грузы Северу» Антона Юзенаса. Скульптор-монументалист Василий Кирьянов подарил врачам мозаичное панно «Человек, здоровье, медицина», оно до сих пор украшает вестибюль Научного центра клинической и экспериментальной медицины СО РАМН.
Репродукция мозаичного панно Василия Кирьянова «Человек, здоровье, медицина». Коллаж Марии Козловой
Среди художественного наследия ветеранов немало портретов. В 1960-е линогравюра вновь становится популярной техникой среди художников СССР – ее берет на вооружение Вениамин Чебанов ( «Солнышко», серия «Годы войны»). Тогда же Николай Хомков пишет «Молодую работницу» маслом, Василий Хлынов изображает вскармливание грудничка в работе «Материнство». Художники пытаются нарисовать «типичного новосибирца» тех лет: Анатолий Марецкий заканчивает «Этюд Старика», а Евлампий Рожков изображает молодого парнишку с лыжами на картине «Сибиряк».
Репродукция картины «Сибиряк» Евлампия Рожкова. Коллаж Марии Козловой
Искусствоведы уверены: война не способна поколебать индивидуальность творца.
«Немногие художники-фронтовики сосредоточились на теме войны, у кого-то это отражено в творчестве эпизодически, а у кого-то вообще никак. Это зависело от самого художника – насколько человек хотел и мог вспоминать войну, – считает художественный руководитель Новосибирского государственного художественного музея Светлана Голикова. – Дело в том, что сами участники войны неохотно о ней говорят – им тяжело к этой теме возвращаться. Это чисто человеческая вещь, которая не связана с художественным талантом».
{ARTICLE_PHOTOS}