В Новосибирске перед ГПНТБ прошла акция памяти, приуроченная к 20-летию трагедии в Беслане. Террористы захватили школу и взяли в заложники более 1100 человек. В результате теракта погибли 334 человека, среди которых 186 детей.
Акция памяти жертв трагедии проводится в Новосибирске ежегодно, но в этом году она собрала особенно много участников.
Собираться начали минут за двадцать до заранее оговоренного начала – очень быстро за тремя входами на площадь Пименова перед ГПНТБ собрались огромные очереди.
Отчасти это было вызвано тем, что многие участники акции прибыли не в составе организованной группы, а самостоятельно. А самый простой способ доехать до ГПНТБ – это, конечно, метро. И массовая очередь образовалась именно у того входа, который был ближе к станции «Октябрьская».
С противоположной стороны, где припарковалось несколько автобусов (включая школьный), людей было заметно меньше.
Стоит отметить, что организаторы к такому наплыву были готовы – это было видно уже по тому, сколько лампад они приготовили для возложения. Явно больше тысячи. И их как раз хватило.
Как будто этого было мало, как только люди стали собираться, начался дождь.
Уже потом один из организаторов акции сказал, что это даже к лучшему: «Остались только те, кто действительно хотел почтить память погибших». Он не стал добавлять, что тогда погода была совершенно не такой – ясной и жаркой. И это только добавило заложникам страданий.
Удивительно, но как только из репродуктора перестали играть песни, посвященные трагедии (включая «Так не бывает, не плачут мужчины» Иосифа Кобзона) и ведущие вышли вперед, дождь прекратился, словно по команде.
Вспомнили тех, кто отдал свои жизни ради спасения заложников. Полковник Кузнецов, который, будучи ранен, вывел из-под огня двадцать человек и умер от кровопотери, не успев доехать до госпиталя. Майор Разумовский, подавлявший огневые точки террористов и погибший от пули снайпера. Майор Перов, который закрыл собой брошенную гранату. Подполковник Ильин, отбивший второй этаж. И другие.
Большинство тех, кто сегодня пришел на площадь, в год трагедии были младше тех, кто в нее попал. Или вообще еще не родился.
Больше всего пришло курсантов и студентов – в основном, НГУЭУ и СИУ РАНГХиГС. Первых видно по футболкам и курткам с эмблемой. Вторых – по шейным платкам.
Павел Труфанов, старший преподаватель кафедры уголовного права СИУ, также присутствовавший на акции, рассказал, что какого-то сбора по разнарядке «сверху» вуз не проводил. Сделали объявление: все, кто хочет – приходите. И желающих нашлось очень даже немало. Но представителей НГУЭУ пришло намного больше и многие из них участвовали в качестве волонтеров.
«Терроризм античеловечен по сути своей, – прокомментировал Павел Труфанов. – Такое просто не может не оставить незаживающего следа в душе. Я считаю, что пока есть память, душа живет. А если памяти нет – нет и истории».
Пришли и представители осетинской общины Новосибирска. Среди них – генерал Алан Купеев, который признался в том, что Сибирь для него стала вторым домом. Олицетворением близости Сибири и Осетии он назвал сибиряка Петра Барбашова, похороненного в братской могиле у селения Гизель Пригородного района Республики Северная Осетия — Алания: «Он совершил подвиг, сопоставимый с тем, что сделал Александр Матросов. Но про Матросова почему-то знают, а вот про Барбашова нет».
Когда началось возложение лампад, первым вперед вышел губернатор Новосибирской области Андрей Травников.
Курсанты и военные, подходя к месту возложения, снимали головные уборы.
Лампад и участников возложения было столько, что мест на стойках не хватило. А люди продолжали идти.
Елена Куркулова, еще одна представительница РАНХиГС, в год трагедии училась на втором курсе педуниверситета. И о случившемся узнала не сразу – 1 сентября у нее не было доступа к телевизору. Зато потом – смотрела двое суток, затаив дыхание.
«Очень страшно было, – вспоминает она. – И то, что мы сегодня проводим... Я считаю, это не мертвым нужно – это нужно живым. Чтобы такое никогда больше не повторилось».