Этот вопрос встает не только перед выпускниками университетов, но и перед опытными специалистами. Самый частый ответ – для получения ученой степени – кажется поверхностным. Многие тоже видят плюсы ученой степени лишь в виде небольшой надбавки к зарплате.
Однако давайте взглянем на аспирантуру как на проект, который необходимо реализовать в условиях ограниченных сроков и ресурсов. Это проект, в рамках которого нужно провести свою исследовательскую работу, новизну и практическую ценность которой следует доказать профессиональному академическому сообществу. В этом случае степень становится своего рода пиковой точкой в развитии профессиональных компетенций, сформированных в рамках аспирантуры.
Главная ценность этих компетенций заключается в том, что они развивают так называемые мягкие навыки. Мягкие навыки – это личные качества, которые можно применять в любых условиях и сферах деятельности. В аспирантуре формируются разнообразные мягкие навыки: от навыков письменного общения, командной работы, коммуникации, ведения переговоров, публичных выступлений и передачи сложной информации до решения проблем, управления проектами, самостоятельного руководства, адаптивности, лидерства и стремления к успеху. Перечень этих навыков не ограничен, каждый из них крайне важен. К примеру, критическое мышление помогает подходить к проблемам системно, видеть связи между идеями, оценивать аргументы и анализировать информацию, формулировать собственные выводы. Любая отрасль выиграет от сотрудников, обладающих способностью «думать».
Неудивительно, что носители развитых личных качеств востребованы у всех работодателей, независимо от отрасли экономики. Несмотря на то, что мягкие навыки – это личные качества, обладатели ученых степеней могут подтвердить их наличие конкретными примерами из своей профессиональной жизни.
Удивительное сочетание потрясающих мягких навыков – это суть аспирантуры. Если же вы все еще сомневаетесь в необходимости аспирантуры, значит, вы пока не готовы к восхождению на вершину профессиональных достижений и можете ограничиться более доступными для вас целями, как отмечает Тимофеева Оксана Вячеславовна, и.о. проректора по учебной работе Академии постдипломного образования ФГБУ ФНКЦ ФМБА России