Если бюджет финансирует инфраструктурные проекты выборочно и не полностью, а внебюджетные вложения почти не происходят, это влечет недопоступление средств в экономику в объеме 1,9-2,7 трлн рублей в год (в ценах 2023 года), что эквивалентно 1,1-1,6% ВВП Российской Федерации. Аналитики ВТБ Инфраструктурный Холдинг проанализировали основные тренды инфраструктуры будущего и дали рекомендации по успешному осуществлению проектов по каждому направлению.
Например, реализации проектов по созданию новых транспортных коридоров и строительству высокоскоростных магистралей будет способствовать более активное применение проектного финансирования, синдицированное кредитование капиталоемких проектов с участием крупнейших банков, льготное кредитование приоритетных проектов с компенсацией разницы ставки из бюджетных источников. Проектам по строительству инфраструктуры мирового уровня для высших учебных заведений поможет более активное привлечение частных инвесторов в формате концессий или ГЧП и запуск коммерчески привлекательных проектов, формирующих городскую среду вблизи кампусов. В целях развития информационных технологий необходимо привлечь к участию в проектах средний и малый бизнес, а также поддерживать производителей российского программного обеспечения и отечественной техники.
Для продвижения проектов по экологии необходимо стимулировать спрос бизнеса и населения на экологичные виды транспорта и развивать инструменты зеленого финансирования. Для поддержки такой важной отрасли как беспилотный транспорт необходимо повышать интерес широкого круга пользователей к этой сфере и осуществлять налоговую или финансовую поддержку компаний, как производящих беспилотники для гражданских целей, так и использующих их.
Создание курортной туристической инфраструктуры потребует поддержки регионов, где планируется реализация новых проектов в сфере туризма, льготного финансирования для запускаемых проектов и улучшения транспортной доступности в рамках уже существующей инфраструктуры.
«Чтобы создать благоприятные условия для развития инфраструктуры до 2035 года, государству и бизнесу необходимо тщательно прорабатывать механизмы взаимодействия в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП) и искать новые эффективные форматы финансирования. Основная задача сегодня – это расширение источников внебюджетных средств, которое позволит реализовать большинство запланированных проектов и достичь максимального социально-экономического эффекта на федеральном и региональном уровнях», - отметил член правления, руководитель блока корпоративно-инвестиционного бизнеса ВТБ Виталий Сергейчук.