Либретто Нины Дьяченко по мотивам либретто Мариуса Петипа по сказке Э.Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Красивая рождественская история о маленькой девочке с отважным и любящим сердцем.
6 декабря 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик».
Подробный хореографический рисунок – «балетную программу» спектакля выписал знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. Чайковский с особой тщательностью следовал подробнейшим потактовым указаниям хореографа.
Костюмы были созданы по эскизам Ивана Всеволожского, который, будучи прекрасным художником, обладающим историческими знаниями и отменным вкусом, следил за каждым из этапов их создания.
В 1932 году над постановкой балета начал работу молодой ленинградский балетмейстер Василий Вайнонен. В его версии в 1934 году «Щелкунчик» вернулся на сцену Кировского (Мариинского) театра. Отказавшись от экспериментов и взяв за основу традиционный классический стиль, Вайнонен создал светлый, сказочный детский спектакль.
В 1955 году в Нижегородском театре оперы и балета Георгием Язвинским был поставлен волшебный балет Чайковского «Щелкунчик». С тех пор этот спектакль не уходил из театрального репертуара.
Балет «Щелкунчик» — красивая рождественская история о маленькой девочке с отважным и любящим сердцем. О том, как она сумела разрушить чары злого волшебника и спасти прекрасного Принца-Щелкунчика. А ещё — о доброй фее, сказочной стране и… О чудесных снах, которые обязательно сбудутся, если в них очень и очень верить…