Шопен, Пастернак, Шульгоф. От романтизма к джазу
Концерт в 2-х отделениях
Исполнитель:
- Зарина Шиманская (фортепиано)
На сцене Концертного Пакгауза выступит одна из ведущих российских пианисток Зарина Шиманская. В программе концерта — сочинения композиторов, стилей, жанров, которые разделяет почти век.
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960), лауреат Нобелевской премии по литературе, был не только талантливым писателем и поэтом. Он был пианистом и композитором, и мог бы стать заметным явлением в музыкальном искусстве. В доме Пастернаков свои произведения играли Сергей Васильевич Рахманинов и Александр Николаевич Скрябин. Под влиянием последнего Борис решил стать музыкантом. В течение шести лет он увлечённо занимался под руководством композитора Юлия Дмитриевича Энгеля и готовился к поступлению на композиторский факультет Московской консерватории. Но в итоге предпочел стезю поэта и писателя. Из «композиторского» периода Бориса Пастернака остались две прелюдии и фортепианная Соната h-moll. Написанная в 19 лет, Соната сохранила черты преклонения перед гением Скрябина и формирующийся собственный стиль Пастернака. «Жизни вне музыки я себе не представлял... Музыка была для меня культом, то есть той разрушительной точкой, в которую собиралось все, что было самого суеверного и самоотречённого во мне». Б. Пастернак «Охранная грамота».
Одним из первых профессиональных музыкантов, всерьёз увлёкшихся джазом, стал чешский композитор Эрвин Шульхоф (Ervín Schulhoff 1894-1942). Шульхоф считал, что только искусство может преобразовать действительность. Одним из путей «музыкальной революции» для композитора стал джаз. Он основал джазовый квартет и работал над идеей создания школы по подготовке и трудоустройству джазовых музыкантов. Опьянённый динамизмом и экзотикой джаза, Шульхоф решил включить его танцевальные ритмы в собственный стиль и, опираясь на свой совершенный пианизм, создал серию чрезвычайно привлекательных джазовых фортепианных циклов. Среди них — написанная в 1931 году Джазовая танцевальная сюита для фортепиано, посвященная Шульхофом своему другу, французскому пианисту Анри Жиль-Маршексу. «У меня неслыханная страсть к экстравагантным танцам. Были времена, когда я танцевал ночи напролёт <…> это даёт мне феноменальный творческий импульс, поскольку в моём сознании я неслыханно земной, почти животный! <…> если Бах и современники, т. е. Моцарт, Брамс, Шуберт и т. д. писали танцы своей эпохи и любили их так же, почему я не могу их любить и писать?!», — говорил Шульхоф.
Польского композитора-романтика Фредерика Шопена (Frédéric François Chopin 1810–1849) Антон Григорьевич Рубинштейн назвал «душой фортепиано». В творчестве Шопена воплотился совершенный романтический стиль, вершиной которого можно по праву назвать четыре фортепианных баллады, открывших страницу истории жанра инструментальной романтической баллады.
В творчестве Шопена жанровая принадлежность произведения не становится ограничением для смыслового наполнения и исполнительских приёмов. Так, например, мазурки и вальсы превращаются в драматичные виртуозные пьесы, а среди этюдов появляются великолепные образцы непревзойдённой шопеновской кантилены. Инструментальные баллады стали не просто повествованием об эпических событиях, а напряженным рассказом о душевных метаниях и чувствах Человека.
Исследователи по сей день точно не ответили на вопрос, есть ли программная связь баллад Шопена и польского поэта Адама Мицкевича. Но эмоциональное и образное наполнение музыки без сомнения созвучно романтическим литературным опусам. Кроме того, Шопен и Мицкевич были очень дружны и восхищались творчеством друг друга.
Баллады создавались Шопеном на протяжении десятилетия, во время которого было подавлено польское восстание, закрывшее жившему Париже композитору возможность возвращения на родину. Он узнал о замужестве любимой женщины Марии Водзинской. Складываются непростые отношения с Жорж Санд. Надвигается тяжёлая болезнь… Все эти чувства и события Шопен записывает в личном дневнике – своей музыке.