Вот ведь воистину есть вещи, на которые можно смотреть бесконечно, а есть вещи, которым не перестаёшь удивляться. Хотя, казалось бы, уже давно на свете живёшь и много чего удивительного перевидал. Вот и сейчас читаешь на первых полосах в новостях сообщения о том, что Молдавия потребовала от российского «Газпрома» заранее внести ясность по поставкам газа (о чём заявил журналистам не кто-нибудь, а целый министр энергетики республики Виктор Парликов), и как-то с трудом вспоминаешь, на каком ты свете находишься и кто с тобой говорит.
Также по теме
Угроза нового энергетического кризиса: МИД РФ предупредил о последствиях отказа Киева от транзита российского газа
Решение Киева прекратить транзит российского газа в Европу грозит серьёзными последствиями для Старого Света. В МИД РФ предупредили...
Вот, сами судите, это надо прямо цитировать, чтобы потом никто не говорил про вырванные из контекста слова. «Если «Газпром» в декабре не зарезервирует мощности на январь, то только 31 декабря станет ясно, есть ли новый транзитный контракт через Украину. Мне бы хотелось знать это до 31 декабря, чтобы мы могли организовать альтернативные маршруты. У «Газпрома» есть контракт на поставку газа с «Молдовагазом», но проблема в том, как он будет выполнять свои контрактные обязательства», — поведал стране и миру, а заодно и присутствующим журналистам господин молдавский министр.
Чтобы сразу же было понятно, о каких «зарезервированных мощностях» идёт речь, — тут всё совсем просто: таким вот своеобразным образом господин Парликов требует от России немедленно продлить транзитный договор с Украиной, которая как раз и отказывается продлевать этот самый договор. Эдакий силлогизм на уровне оксюморона получается.
То есть давайте, русские, договаривайтесь немедленно с Киевом, а не то Молдова... Ух!
И вот тут встаёт первый интересный вопрос: а что Молдова тогда сделает с этими русскими? Нет, ну правда, интересно. И, полагаю, интересно не только мне. Возможно, и в Лахта Центре тоже задумались.
Впрочем, господин министр на всякий случай сообщил журналистам, что уже направил в «Газпром» письмо с вариантами молдавских решений на случай приостановки украинского транзита.
Правда, что характерно, ответа от русского газового гиганта так пока и не получил.
Ну что тут можно сказать?
Нет, в принципе, молдавскому руководству есть о чём волноваться: так называемый украинский коридор — это один из двух оставшихся на сегодняшний день маршрутов, по которым российский трубопроводный газ пока ещё попадает в Европу. И именно через него газ получают Словакия (откуда он потом идёт в Австрию и частично в Италию) и сама Молдавия.
По другому маршруту, через газопровод «Балканский поток», газ идёт в Сербию и Болгарию, а через эти страны — в Румынию, Грецию, Северную Македонию, Боснию и Герцеговину, а также в Венгрию.
И озабоченность молдавских властей была бы, повторимся, наверное, понятна. Если б не одно небольшое обстоятельство: не далее чем месяц с небольшим назад «Газпром» официально предупредил молдавские власти, что российская компания в любой момент времени и без всякого «украинского транзитного коридора» (проблем с которым никто и не отрицает) имеет право прекратить текущие поставки газа Молдавии в том случае, если она не заплатит за предыдущие.
Цитируем теперь уже официальный Telegram-канал «Газпрома»: «На протяжении всего 2022 года [Молдавия] регулярно нарушала условия контракта по срокам оплаты за поставленный газ, а также неоднократно обращалась к «Газпрому» за соблюдением контрактных обязательств в части объёмов условий. ПАО «Газпром» задействует все свои права, включая право на расторжение контракта в любой момент».
Что, собственно говоря, сразу позволяет нам разделить две проблемы: реально существующую проблему транзита газа по украинскому коридору и проблему, больше напоминающую рецепт варки борща из нежной телятины по старинному молдавскому рецепту, где пунктом первым значится «Сначала украдите кастрюлю».
Про молдавскую кастрюлю, думается, достаточно, теперь давайте поговорим про проблему куда более значимую, то есть про «украинский транзит».
И сразу же обозначим, что это действительно серьёзный вызов, но отнюдь не для русских поставщиков, а для европейских потребителей. Да и то, в общем-то, не для всех, но об этом чуть ниже.
Также по теме
Специалист Демидов: Россия может наладить поставки газа в Европу в обход Украины
Независимый эксперт рынка нефти и газа Владимир Демидов заявил, что Россия может наладить поставки газа в Европу в обход Украины.
Что же касается нашей с вами страны, то прекращение транзита своего газа по украинскому коридору вряд ли она будет праздновать (если только фейерверки по этому поводу устроит, да и то не на своей территории). Но, что называется, дай бог, чтобы это была самая большая неприятность, которую нам пришлось пережить.
А вот у европейцев в этой ситуации будет только два выхода: либо немедленно открывать вентиль на сохранившейся ветке «Северного потока — 2», либо докупать СПГ (совсем по другой цене) — скорее всего, тоже русский (американским фирмам, напомним, президентским указом запрещено заключать новые контракты на поставки СПГ в Европу, и вряд ли в нынешней ситуации новый президент этот указ отменит).
Поэтому-то европейские компании сейчас усиленно и прорабатывают вопрос продления работы транзитного коридора с капризничающим Киевом, что называется, хоть чучелом, хоть тушкой.
Для них это, в отличие от «Газпрома», который не проявляет подобной суетливости, вопрос не принципа, а весьма острой жизненной необходимости. Ну а Кишинёву, доказавшему свою приверженность «демократии» недавними выборами, в текущих обстоятельствах лучше бы вообще затихнуть. Как говорится в старинной русской пословице, «помолчи — за умного сойдёшь». А русские народные пословицы, как и русский газ, кстати, представляют собой универсальную ценность, и к ним обязательно стоит прислушиваться.
Особенно если ты имеешь дело с Россией. А дело идёт к холодной зиме, которая понятия не имеет о демократических ценностях, смешных попытках гешефта от туземных правителей, европейском курсе Молдавии и о том, как важен для исторической памяти человечества молдавский рецепт борща.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.