Бывший строитель подлодок и космонавт вместе восстанавливают дома в Донбассе
«Авдеевка — город-призрак. Редко, на улицах каких-нибудь бабушек встречаешь. Если бы не военные, то вообще казался бы вымершим», — констатирует Антон Воробьёв, резво крутя баранку служебной «Газели». Кажется, что в Авдеевке он знает каждый переулок и яму от мин на дорогах.
Он ловко объезжает открытый люк, но машина, следующая за нами, все-таки угождает в эту западню задним колесом. «Танки по дорогам ездят. Гусеницами люки разбивают. Я-то уже привык здесь. Стараюсь весь город изучить, а вот тем, кто тут недавно работает, тяжеловато. Ладно, сейчас вытащим его», — говорит Антон, приматывая трос к застрявшей в люке легковушке. Несколько рывков и автомобиль вырывается из плена. Люк закрывается ветками, чтобы следующая машина не попала в коварную ловушку.
Антон быстро заскакивает в «Газель», и мы мчим дальше по разбитым улицам бывшей крепости ВСУ. Стаж жизни Антона в Донбассе уже перевалил за год. Коренной москвич, работавший в столичной филармонии техником сцены, однажды решил для себя, что ему нужно своими глазами увидеть, что же все-таки происходит там, на юге теперь уже России.
Семейный подряд
«Первый раз я сюда приехал в сентябре 2023 года. Узнал от знакомых, что Синодальный отдел Русской православной церкви приглашает добровольцев восстанавливать жилье в Мариуполе. Решил съездить. Посмотреть из любопытства. Все хотелось увидеть своими глазами, — рассказывает Антон. — Я никому из своей семьи не говорил, что сюда еду. Уже на автовокзале позвонил маме, говорю: уезжаю в Мариуполь. Она говорит, а я тоже еду. Она у меня автоволонтер. Ездит каждые две недели. У нас семейный подряд. Брат тоже приезжал. Сестра в Москве занимается выплатами пострадавшим на новых территориях».
Первая поездка Антона, когда он трудился простым рабочим, растянулась на полгода. Затем ему предложили стать прорабом. Сейчас он еще и координатор Синодального отдела по благотворительности РПЦ. Если по-простому, Антон организует всю работу волонтеров на прифронтовых территориях: взаимодействует с администрациями, отвечает за их обучение и расселение, попутно решая еще несколько десятков вопросов.
Самих волонтёров набирают достаточно прост. В храмах, интернете и других площадках церковь кидает клич, что готовы принять добровольцев со всей страны. Минимальные срок заезда в Донбасс — неделя, а какой максимальный каждый для себя определяет сам. Волонтёров встречают в Москве, обучают на курсах, а дальше все централизованно едут в ДНР.
«Поскольку сегодня наше основное направление работы Авдеевка, то и живем мы рядом, в Ясиноватой, — рассказывает Антон. — Каждое утро, шесть дней в неделю ребята выдвигаются на работу. Обычно стараемся уложиться до темноты. Конкретно сейчас у нас сразу три объекта в Авдеевке».
«Мусор выбрасывали в яму от ФАБ»
Наша «Газель» тормозит на улочке частного сектора в Авдеевке. Вокруг разруха. Вдали виднеются огрызки многоэтажек. Горстка военных запрыгивает в автомобиль, у которого нет крыши и дверей. Замечаю, что так в Авдеевке сейчас выглядят почти все легковушки.
«Это у них страховка от дронов такая, чтобы сразу выпрыгивать из машины и за небом смотреть глазами, — пояснил Антон. — У нас тоже своя инструкция на такие случаи. Только слышим стрельбу неподалеку, сразу все спускаемся с крыши объекта. Совсем недавно рядом с нами вражеский дрон сбивали. Стрельба кругом. В небе дрон, а мы на крыше... Мы о безопасности наших людей беспокоимся. Предупреждаем, чтобы по траве и кустам не ходили. На новом объекте сразу интересуемся у хозяев, где ходить можно, а где заминировано».
На крыше небольшого частного дома трое мужчин что-то колотят, не обращая на заезжих журналистов никакого внимания. Внизу во дворе суетится немолодая женщина. Это хозяйка дома Вера Васильевна. С семьей она сумела выбраться из Авдеевки еще до операции российских войск по освобождению города. Когда вернулась, то увидел частично разбитый дом. Крыша была разрушена. Пострадал фасад. «Не было шифера, и весь потолок гипсовый у нас поплыл. Там была глина, она падала в дом. Я сама вывозила. Была яма из-под ФАБ, и я ее всю заполнила этой глиной и мусором, — показывает хозяйка. — Я в Ясиноватую подала документы, что жилье пострадало. Это была середина августа. В начале октября нам позвонили. Они измерили всю крышу. Скоро привезут еще и окна, и дверь входную. В начале ноября привезли материал, а потом уже приехали ребята и начали работать. Неделя как они тут. Я живу пока у соседа».
Ребята, которые сейчас восстанавливают крышу Веры Васильевны, немногословны. Чтобы разговорить, поднимаемся к ним поближе по строительным лесам. На наш призыв откликается улыбчивый мужчина с шуруповертом в руке. Его зовут Костя. Он из Москвы, IT-шник. «Я уже третий раз с мая приехал. Вначале работал в Мариуполе, потом в Докучаевске. Здесь и осваивал строительную специальность. Сюда приезжаю в свой отпуск. За эти поездки неплохие навыки в строительстве приобрел», — признается строитель-волонтер.
«Помогаешь другим — помогаешь себе»
Костя признается, что за время работы в ДНР участвовал в восстановлении пяти домов. В среднем на один дом у ребят уходит от недели и больше. Это если восстанавливать только крышу. Бывает, что ремонт нужен более серьезный, но, к сожалению, компетенций волонтеров на более капитальное строительство не всегда хватает.
«Люди здесь без воды и электричества сидят. Важно помочь им. И помочь себе. Потому что это так и работает. Еще один важный момент — это коллектив. Тут очень интересные люди со своим жизненным опытом. Интересно общаться. Всё делаем вместе, осваивая новую профессию. Много уже новых друзей завел по всей стране. С кем-то по два раза пересекались здесь. Затянули меня поездки сюда, поэтому уверен, что приеду еще», — признается Константин.
В среднем на объектах одновременно работает 15 человек. В Мариуполе максимальной была цифра в 70 человек. Но в последнее время количество желающих упало. «Люди устают от войны, да и рекламы надо больше, — считает Антон. — Тем не менее у нас всегда широкая география. Люди со всей России от Калининграда до Южно-Сахалинска приезжают помогать. Даже девушки есть».
«Я простой космонавт»
Прокатившись по Авдеевке, решаем все же заехать на базу волонтеров-строителей. Увидеть, где и как живут ребята, а также поговорить с еще одним старожилом — Виталием Ковровым, приехавшим в ДНР аж из Северодвинска.
В расположении ребят уютно. Волонтеры сами меняли батареи, чтобы вернуть тепло в эти стены. Обедают тут же за маленькими столами. Здесь же на стене доска с планами и результатами выполненной работы. В уголке иконы, церковные книги.
«Утром и вечером мы собираемся, обсуждаем результаты работы, текучку и планы. Понимаем, чего и где не хватает, куда какие материалы нужны и так далее», — объясняет Антон.
В комнату заходит веселый мужчина с седой бородой. Представляется Виталием. Он впервые приехал помогать мариупольцам в 2023 году. Сразу же остался на восемь месяцев, а сейчас уже работает здесь завхозом.
«До пенсии я работал на заводе Севмаше, где выпускаются подводные лодки. Был строителем. В прошлом году отправился сюда, да так и остался. Пару раз всего домой ездил с женой повидаться. Самое прекрасное здесь — это люди. Сливки общества сюда приезжают помогать. Писатели у нас бывали, барды. Был даже космонавт Сергей Рыжиков. Не говорил, кто он. Работал как все. А потом признался, что простой космонавт и Герой России, приехал на недельку работать в Мариуполь», — смеется Виталий.
Вот так простые российские космонавты, инженеры, строители и IT-шники восстанавливают Донбасс. Не за деньги или статус, а ради других и себя, прежде всего. Ведь «помогая другим, помогаешь и себе».