«Схватка» США и Китая за влияние на Ближнем Востоке выходит на новый уровень
Владимир Блинков, экономический обозреватель
В последние годы китайские инвесторы заметно расширили свое присутствие на арабских рынках, прежде всего в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и Саудовской Аравии. Так, по данным британского Economist, ОАЭ стали «воротами» примерно для двух третей китайского экспорта в Европу, Африку и на Ближний Восток, а прямые нефинансовые инвестиции Поднебесной в Эмираты достигли почти в 50% от общего объема китайских инвестиций в арабский мир. Причем, если ранее наибольшую активность проявляли энергетические и торговые компании, то в последнее время к ним присоединились технологические и компании электронной коммерции - Alibaba, Tencent и Meituan стремятся расширить свою деятельность в регионе.
«Старт» этому новому этапу экономического сотрудничества дал во время первого китайско-арабского саммита, состоявшегося в Эр-Рияде в 2022 г., председатель КНР Си Цзиньпин, сделавший акцент на использовании местных валют в торговле. С тех пор ОАЭ заключили сделку по продаже СПГ на Шанхайской бирже в юанях, а Саудовская Аравия изучает возможность использования юаня для торговли нефтью с Китаем. Кроме того, Саудовская Аравия и ОАЭ подписали валютные свопы и экспериментируют с цифровыми валютами совместно с Народным банком Китая. А китайские компании стали проявлять интерес к развитию в арабских странах высоких технологий. И эти устремления Поднебесной находят понимание у арабских властей, которые активно использует суверенные инвестиции, чтобы привлечь китайских инвесторов к созданию производств в своих странах.
Суть их подхода к развитию китайско-арабского сотрудничества озвучил заместитель председателя Высшего комитета по цифровой трансформации правительства ОАЭ Омар аль-Олама, заявив, что «пока это имеет экономический смысл, мы будем его применять» и добавил, что у Абу-Даби нет никаких опасений, что Пекин или какой-либо другой партнер сможет получить доступ к чувствительным данным в критических секторах и что их не тревожат риски доминирования Китая в национальном высокотехнологичном секторе и они открыты для партнерства со всеми международными игроками. В итоге Пекин становится основным торгово-экономическим партнером практически всех стран Ближнего Востока, вытесняя США и ЕС с их позиций в регионе. Так, товарооборот между КНР и ОАЭ в 2023 г. примерно в 4 раза превзошел торговый оборот ОАЭ с США.
Но это вызывает все большее беспокойство администрации США, которая расценивает такие заявления как попытку стран Персидского залива выстраивать автономную внешнюю политику на фоне экономических трений между США и Китаем. И, в итоге, «схватка» США и Китая за влияние на Ближнем Востоке выходит на новый уровень.
На противостояние США и Китая в арабских странах накладывается сейчас еще один фактор - стремление крупных американских и азиатских технологических компаний использовать благоприятный инвестиционный климат в регионе, чтобы усилить свое присутствие. Например, как сообщило 15 марта издание Financial Times, основатель OpenAI Сэм Альтман выступил с предложением по созданию совместного с инвестиционной компанией MGX из ОАЭ стартапа для разработки и выпуска ускорителей вычислений для систем с искусственным интеллектом (ИИ). Как заявил в интервью Reuters 19 июня генеральный директор катарского оператора связи Ooredoo Азиз Алютман Фахру американская Nvidia также готова поставлять свои ускорители для центров обработки данных, используемых в системах ИИ. Он отметил, что его компания в сотрудничестве с Nvidia планирует развивать центры обработки данных для систем ИИ в Катаре, Алжире, Тунисе, Омане и Кувейте, а также на Мальдивских островах. Сейчас Ooredoo располагает вычислительными мощностями на 40 МВт и собирается потратить ещё 1 млрд долл., чтобы увеличить их к концу десятилетия почти втрое.
Саудовская Аравия также планирует углубить сотрудничество с Nvidia, чтобы получить новейшие ускорители вычислений. И, по информации ряда западных изданий, она может получить доступ к ускорителям Nvidia вплоть до H200 уже в 2025 г. Подтвердил эту информацию в интервью CNBC заместитель руководителя Управления данных и искусственного интеллекта Саудовской Аравии Абдулрахман Тарик Хабиб, который выразил надежду, что властям страны удастся со следующего года получить доступ к наиболее производительным ускорителям вычислений Nvidia, что будет иметь для Саудовской Аравии очень большое значение т.к. к 2030 г. страна рассчитывает получать до 12% ВВП в сфере ИИ. Финансировать проекты намерен Суверенный фонд Саудовской Аравии с активами в 430 млрд долл.
В последнее время появились сообщения о том, что крупнейшие азиатские технологические компании оценивают перспективы не только поставок, но и строительства предприятий в арабских странах. Так, по информации The Wall Street Journal Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSCM) и Samsung Electronics рассматривают возможность строительства крупных заводов по производству чипов в ОАЭ стоимостью более 100 млрд долл. Часть финансирования проектов планируется осуществлять за счет средств суверенного инвестфонда ОАЭ Mubadala.
Основная проблема в развитии сотрудничества этих компаний с арабскими странами возникает из-за контроля США за экспортом технологий на Ближний Восток. В частности, в случае их готовности приступить к оснащению своих предприятий в ОАЭ технологическим оборудованием американского происхождении, TSMC и Samsung должны будут получить в США экспортные лицензии. Вот здесь то и возникают проблемы. Представители Совета по национальной безопасности США заявили WSJ, что американское правительство опасается утечки передовых технологий и продукции в Китай т.к. у ОАЭ и Саудовской Аравии с Поднебесной очень тесные коммерческие связи. Они уже рекомендовали своим ближневосточным партнёрам отказаться от сотрудничества с китайскими компаниями, связанными с искусственным интеллектом.
Однако заявления высокопоставленных представителей арабских государств показывают что, если в прошлые годы они поддерживали США и стремились тщательно балансировать в спорах между Пекином и Вашингтоном, то сейчас ставят на первый план собственные интересы, которые все чаще не совпадают с интересами американской администрации. Они все чаще выражают обеспокоенность по поводу беспрецедентного использования Вашингтоном торговых, финансовых и технологических ограничений в борьбе с их сотрудничеством с КНР. И США мало что могут сделать, чтобы противостоять их взаимодействию с Китаем, у них все меньше рычагов воздействия, чтобы отговорить их от сотрудничества, а, как показывает опыт, переход от риторики к запретам и санкциям только усугубляет противоречия. Например, администрация Трампа в свое время дала согласие на продажу ОАЭ самолетов F-35, но, затем, пришедшая к власти администрация Дж.Байдена потребовала гарантий, что ОАЭ не будут делиться американскими военно-технологическими ноу-хау с китайцами или подрывать качественное преимущество Израиля. Это привело к тому, что ОАЭ отказалось от сделки.