Иран и Израиль нанесли друг по другу удары… с оглядкой на обстоятельства
Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»
«Мне? Однобортный мундир? Вы знаете, что в однобортном уже никто не воюет? Мы не готовы к войне!» - цитаты из советских фильмов по прежнему актуальны.
1 и 26 октября на Ближнем Востоке две страны, не имеющие общей границы – Иран и Израиль – нанесли по территории друг друга ракетные удары с поддержкой боевой авиации и дронов-беспилотников. Как это ни удивительно, о массовых жертвах не было заявлено. Иранцы сообщили, что есть несколько погибших среди армейского состава, а в Израиле единственной жертвой был палестинец, на которого «что-то упало сверху». Сотни ракет летели в обе стороны, взрывы на земле были зафиксированы многочисленными камерами, но и израильтяне, и иранцы признали «умеренный ущерб». И обе стороны обещали в дальнейшем «ответить», если кто-то из них пойдет на обострение. Вот и всё, что можно написать по фактам и материальным итогам масштабнейшего октябрьского обмена ударами между государствами, лежащими за тридевять земель друг от друга. Вы не удивлены этими «скромными результатами»?
Зато пропаганда отработала на всю катушку. Премьер Израиля Нетаньяху заявил 26 октября, что удар «был мощным» и «достиг всех целей». Впрочем, рассказал он из своего бункера, куда спрятался в часы израильской атаки на Иран (вообще-то странная реакция на собственное наступление), что Израиль «причинил ущерб оборонительному потенциалу и ракетному производству Ирана». А потом американцы через свои СМИ стали расхвались эффективность того, как израильские соколы «уничтожили потенциал ракетного производства в Иране». Поди проверь… Зато силы ПВО Ирана заявили, что «сионистский режим в ночь на субботу атаковал ряд военных центров в провинциях Тегеран, Хузестан и Илам», и «нанесен ограниченный ущерб». В сообщении отмечается, что «израильская атака была успешно перехвачена и отражена интегрированной системой противовоздушной обороны страны».
Напомним, что после иранского удара по Израилю 1 октября Корпус стражей исламской революции (КСИР) заявил, что целью «разрушительного ракетного удара» были важные военные и разведывательные объекты (без уточнения, о каких именно объектах идет речь). На что пресс-секретарь ЦАХАЛ Даниэль Хагари заявил об «отсутствии серьезного ущерба», что часть ракет была сбита, но «были и попадания», а ударам подверглись военные авиабазы. В общем, на словах – местные ПВО отработали «на отлично», и все победили своих супостатов.
Так зачем тогда было устраивать такой шум, который при определенных обстоятельствах – например, сход одной из сотен ракет с трассы и её удар по незапланированной цели с большими людскими потерями – мог привести к неконтролируемой эскалации? Чего стороны добиваются, и что они хотят продемонстрировать этим обменом ракетными ударами? Вот о чём и поразмышляем, тем более, что эта воздушная война выглядит со стороны достаточно странной и, скорее, демонстративной – на публику. Типа знаменитой фразы из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», вынесенной в начало этого материала. А что же в подоплеке?
А в подоплеке видится следующее. Иран не мог не ответить на серию убийств, совершенных израильтянами за последние месяцы. На Востоке это – дело чести. И он отомстил за то, что высокие военачальники Ирана, руководители союзных Тегерану ХАМАСа и Хизбаллы погибли от рук израильтян. Тем более, что те этого не только не скрывали, но и гордились содеянным. Как, впрочем, гордятся израильтяне и своими «подвигами» в Секторе Газа, где число смертей палестинцев подходит к 50 тысячам, а количество бомб, сброшенных на сектор, превышает по силе бомбардировки Лондона, Гамбурга или Дрездена в годы Второй Мировой войны, которые даже потомки вспоминают с ужасом. И в этой политике есть у руководства Израиля определенная логика. Они, как представляется, намеренно хотят запугать соседей. Почему?
Дело в том, что дальновидные евреи ужё чувствуют, что после скорых выборов в США отношение к ним со стороны Вашингтона может поменяться. И дело не в том, что, например, Трамп, стоящий твердо на стороне Израиля, не окажет помощи. Или Камала, в случае её победы, отвернется. Дело в том, что никто не может сейчас уверенно отрицать, что расколотые штаты Америки не упадут с местную смуту, и им просто будет ни до кого, включая Израиль. Только что опубликованы результаты опроса 1266 зарегистрированных избирателей американцев, проведенного по заказу лондонской газеты «The Times». Опрос показал, что 84 процента граждан США считают, что сегодня Америка более разделена, чем десять лет назад; 27 процентов заявили – они опасаются, что насилие в стране «весьма или довольно вероятно» вспыхнет после того, как будут поданы голоса за следующего президента; 12 процентов респондентов заявили, что они «знают кого-то, кто может взяться за оружие», если поверят, что Дональда Трампа «обманули» в победе на выборах, а 5 процентов заявили, что «знают кого-то», кто сделает то же самое для Камалы Харрис. «Новый опрос последовал за сенсационным предсказанием психологической катастрофы по всей стране, если Трамп победит Харрис», пишет британское издание.
И в Израиле всё это читают, и делают выводы. Там, естественно, помнят страшное для них предсказание гуру мировой политики Генри Киссинджера, который в 2012 году публично завил, что «через 10 лет Израиля не будет». Естественно, что в таких условиях руководство Израиля начало предпринимать, скажем так, «превентивные меры», по собственному разумению и без совета с Вашингтоном. Нетаньяху борется не только за своё личное будущее, поскольку над ним висит угроза ареста и тюрьмы за предъявляемое ему правонарушения, поэтому победа в войне с супостатами может спасти его лично – «победителей не судят». Но, премьер страны, как представляется, вступил в борьбу за будущее Израиля и за сохранение его на карте – в пику страшному для евреев предсказанию Киссинджера. И вступил он в эту борьбу в новых условиях, когда уже нет 100%-ой надежды и уверенности, что «Америка защитит, Америка прикроет».
Мы недавно писали о том, что для Израиля сейчас открыты четыре фронта – ХАМАС в Секторе Газа, Хизбалла в Ливане, Иран, а также хуситы из Йемена, которые начали регулярно обстреливать территорию Израиля отдельными дальнобойными ракетами. А тут ещё сами израильтяне периодически бомбят объекты в Сирии, запугивая Асада. А тут ещё и Турция крайне недовольна Тель-Авивом и живет в ожидании возможной израильской провокации, которая не факт, что состоится, но дополнительное напряжение в регионе, несомненно, создает. «Для Турции очевидна угроза со стороны Израиля в контексте реализации его планов по созданию "великого Израиля" на Ближнем Востоке», заявил на днях официальный представитель правящей в Турции Партии справедливости и развития Омер Челик на брифинге в Анкаре.
Так что, если посмотреть на ситуацию под этим углом – Израиль хочет запугать всех соседей, чтобы сохранится самому – то политика Нетаньяху становится логичной для понимания. Да, у Израиля теперь масса фронтов, но он пошел на серьезнейшее обострение, чтобы сохранить себе место на Ближнем Востоке в будущем. И, при этом, зная многочисленные нюансы региональных взаимоотношений между самими арабскими странами, да и их отношение к палестинцам, в Тель-Авиве видят, судя по всему, перспективу для такой своей политической линии. Они не ждут единого арабского фронта, а потому и пустились во все тяжкие...
Но в этой истории с атакой на Иран 26 октября есть ещё один интересный нюанс. Израильские ВВС летели в сторону иранских границ через территорию Иордании. А надо напомнить, что в столице Иордании Аммане летом с.г. открылось посольство НАТО. Как говорится: «Совпадение? Не думаю…» И эта деталь общей картины показывает, что в Израиле начали искать новую «точку опоры» помимо Вашингтона, где сейчас, за несколько дней до президентских выборов, трудно увидеть даже контуры следующей властной конфигурации. А, значит, в США скоро будет не до внешней политики, но Израилю-то жить как-то надо, вот и пошел пугать соседей, демонстрируя, что «в однобортном уже никто не воюет»… В фильме же есть четкое продолжении этой тирады: «Мы не готовы к войне!»