На фоне повышенного внимания государства к Дальнему Востоку СФО «хочет восстановить баланс», и одним из инструментов макрорегионального лоббизма стал совет по развитию Сибири, считает политконсультант, автор телеграм-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин. В интервью «Клубу Регионов» он прокомментировал состоявшееся накануне первое заседание Совета и призыв Валентины Матвиенко обновить стратегию социально-экономического развития Сибири за счет более амбициозных проектов.
– Новую стратегию развития Сибири кабмин представил в 2023 году. Что-то изменилось с тех пор? И в чем роль нового «сибирского» совета в Совфеде?
– Приведу высказывание Эйзенхауэра о том, что стратегия ничто, стратегирование – всё. Это правильный подход, потому что ситуация меняется, а стратегия – это живой документ, которому нужна постоянная актуализация.
При этом уже более 30 лет в Сибири существует структура, которая занимается и стратегией тоже – это ассоциация «Сибирское соглашение», в совет которой входят все губернаторы и председатели заксобраний, и которую возглавляет красноярский губернатор Михаил Котюков. Совет, по идее, будет заниматься тем же, чем и ассоциация. А председателем совета является сенатор от Красноярского края Александр Усс. Мне кажется, что это отчасти его попытка воспроизвестись в политическом пространстве и в каком-то смысле встать на одну ступеньку с Котюковым.
– То есть, создание совета по стратегическому развитию Сибири связано с политическими и личными амбициями Усса, а не с тем, что федеральный центр обратил более пристальное внимание на СФО?
– То, что государство обращает внимание на Сибирь – это тоже правда. Стоит задача понять, как развивать Сибирь, которая, как во время Великой Отечественной войны стала глубоким тылом, а с другой стороны – является хабом. Но это также интересным образом совпадает с амбициями отдельного политика или группы людей.
– В связи с этим у вас какой прогноз: совет и ассоциация будут помогать друг другу или перетягивать одеяло?
– Сложно сказать, потому что Усс – опытный политик, его поддерживает тяжеловес федерального масштаба Матвиенко. А губернаторы встроены в систему исполнительной власти. Прогноз о настройке работы этих структур делать сложно, тут в целом всё зависит от того, как будет выстраиваться повестка этих двух организаций. Но, судя по тому, что говорит Матвиенко, речь идет не просто о том, чтобы что-то советовать: речь –о контроле, а контроль – это возможность влияния. Прогнозирую, что совет будет звучать больше, чем ассоциация.
Тут есть еще важный момент. Когда Матвиенко и Усс говорят, что Сибирь является нашим форпостом в рамках отношений с Азией, нужно учитывать, что претендентом на эту позицию является еще и Дальний Восток, хотя ДФО – это море, а Сибирь – это сухопутный хаб.
Ну, и когда речь идет о развитии, не стоит забывать, что оно часто связано с индустриализацией, а не только с логистикой, а в Сибири уже есть ряд проблем с экологией. Как обеспечить баланс между экономикой и экологией? В общем, сюжетов для наблюдения будет много.
– Хватит ли ресурсов для реализации уже анонсированных проектов и в ДФО, и новых амбициозных сибирских?
– Стратегия – это не просто выбор того, что нужно сделать, но и того, от чего нужно отказаться. В этом смысле, любая стратегия – продукт лоббизма. Создание совета – это и есть элемент макрорегионального лоббизма. Потому что Дальний Восток звучит, там ресурсы, там ВЭФ, а в Сибири всё как-то тихо.
Логично, что Сибирь хочет восстановить баланс на фоне внимания к Дальнему Востоку. Будет идти борьба за распределение финансового ресурса, потому что он не бесконечен. Для этой борьбы нужны оргструктуры и яркие публичные лица. Матвиенко – прекрасное публичное лицо, Усс – опытное публичное лицо, которому неинтересно быть в тени. Безусловно, мы можем говорить об усилении конкуренции между двумя макрорегионами.
Эксперт Корякин: Сибирь конкурирует с Дальним Востоком за ресурсы
На фоне повышенного внимания государства к Дальнему Востоку СФО «хочет восстановить баланс», и одним из инструментов макрорегионального лоббизма стал совет по развитию Сибири, считает политконсультант, автор телеграм-канала «Смыслы и Стратегии» Станислав Корякин. В интервью «Клубу Регионов» он прокомментировал состоявшееся накануне первое заседание Совета и призыв Валентины Матвиенко обновить стратегию социально-экономического развития Сибири за счет более амбициозных проектов.
– Новую стратегию развития Сибири кабмин представил в 2023 году. Что-то изменилось с тех пор? И в чем роль нового «сибирского» совета в Совфеде?
– Приведу высказывание Эйзенхауэра о том, что стратегия ничто, стратегирование – всё. Это правильный подход, потому что ситуация меняется, а стратегия – это живой документ, которому нужна постоянная актуализация.
При этом уже более 30 лет в Сибири существует структура, которая занимается и стратегией тоже – это ассоциация «Сибирское соглашение», в совет которой входят все губернаторы и председатели заксобраний, и которую возглавляет красноярский губернатор Михаил Котюков. Совет, по идее, будет заниматься тем же, чем и ассоциация. А председателем совета является сенатор от Красноярского края Александр Усс. Мне кажется, что это отчасти его попытка воспроизвестись в политическом пространстве и в каком-то смысле встать на одну ступеньку с Котюковым.
– То есть, создание совета по стратегическому развитию Сибири связано с политическими и личными амбициями Усса, а не с тем, что федеральный центр обратил более пристальное внимание на СФО?
– То, что государство обращает внимание на Сибирь – это тоже правда. Стоит задача понять, как развивать Сибирь, которая, как во время Великой Отечественной войны стала глубоким тылом, а с другой стороны – является хабом. Но это также интересным образом совпадает с амбициями отдельного политика или группы людей.
– В связи с этим у вас какой прогноз: совет и ассоциация будут помогать друг другу или перетягивать одеяло?
– Сложно сказать, потому что Усс – опытный политик, его поддерживает тяжеловес федерального масштаба Матвиенко. А губернаторы встроены в систему исполнительной власти. Прогноз о настройке работы этих структур делать сложно, тут в целом всё зависит от того, как будет выстраиваться повестка этих двух организаций. Но, судя по тому, что говорит Матвиенко, речь идет не просто о том, чтобы что-то советовать: речь –о контроле, а контроль – это возможность влияния. Прогнозирую, что совет будет звучать больше, чем ассоциация.
Тут есть еще важный момент. Когда Матвиенко и Усс говорят, что Сибирь является нашим форпостом в рамках отношений с Азией, нужно учитывать, что претендентом на эту позицию является еще и Дальний Восток, хотя ДФО – это море, а Сибирь – это сухопутный хаб.
Ну, и когда речь идет о развитии, не стоит забывать, что оно часто связано с индустриализацией, а не только с логистикой, а в Сибири уже есть ряд проблем с экологией. Как обеспечить баланс между экономикой и экологией? В общем, сюжетов для наблюдения будет много.
– Хватит ли ресурсов для реализации уже анонсированных проектов и в ДФО, и новых амбициозных сибирских?
– Стратегия – это не просто выбор того, что нужно сделать, но и того, от чего нужно отказаться. В этом смысле, любая стратегия – продукт лоббизма. Создание совета – это и есть элемент макрорегионального лоббизма. Потому что Дальний Восток звучит, там ресурсы, там ВЭФ, а в Сибири всё как-то тихо.
Логично, что Сибирь хочет восстановить баланс на фоне внимания к Дальнему Востоку. Будет идти борьба за распределение финансового ресурса, потому что он не бесконечен. Для этой борьбы нужны оргструктуры и яркие публичные лица. Матвиенко – прекрасное публичное лицо, Усс – опытное публичное лицо, которому неинтересно быть в тени. Безусловно, мы можем говорить об усилении конкуренции между двумя макрорегионами.