Крупнейшим должником на планете остаются США, и размер их обязательств продолжает увеличиваться.
Правительства разных стран все активнее наращивают долги, что в худшем случае может привести к краху мировой экономики, сообщили опрошенные aif.ru эксперты. Россия при таком сценарии тоже пострадает, но существенно меньше остальных государств.
«Несмотря на все попытки отдельных стран сократить размер долгов, результата пока нет, государственные обязательства в мире продолжают только расти, — говорит доцент кафедры экономики и финансов РАНХиГС Алисен Алисенов. — Это серьезная проблема, и решить ее можно, лишь объединив усилия и выработав общую стратегию. Как минимум координацию должны осуществлять страны с наибольшими долгами, такие, как США, Великобритания, Италия, Бразилия, в последнее время к ним примкнули Китай, Индия. Эти и прочие государства должны выработать некий план, иначе ситуация, пусть и не сейчас, но может выйти из-под контроля, что негативно отразится и на них самих, и на глобальной экономике».
Между тем пока суверенные долги только растут, и, по подсчетам аналитиков агентства Bloomberg, еще до конца текущего года совокупный мировой долг всех стран мира может достичь астрономической отметки в 100 трлн долл.
«Динамика роста мировых долгов, действительно, угрожающая, — подтверждает доцент института экономики и финансов ГУУ, академик РАЕН Константин Андрианов. — Сумму в 100 трлн долл. мы можем увидеть уже в текущем году, а в следующем — и 100% от глобального ВВП. При этом главным локомотивом выступают США, при их доле в мировой экономике в 24-25% на эту страну приходится более трети совокупных долгов. Поэтому именно Вашингтону необходимо прилагать максимальные усилия по сокращению госдолга, хотя пока у американцев нет понимания, как эту проблему решать».
В настоящее время государственный долг США составляет 35,77 трлн долл., и до января 2025 года у него нет потолка, он законодательно не ограничен. Именно американцы делают главный вклад в увеличение рисков в мировой экономике. А риски велики.
«Если сейчас не предпринять никаких мер, направленных на сокращение долгов, — предупреждает Алисенов. — То в конечном итоге это может привести к катастрофическому разрушению всей мировой экономики. Это сродни ухудшению экологии, которое, если его не остановить, неизбежно приведет к глобальным потрясениям, но когда именно это произойдет — никто не знает. В ближайшее время ничего плохого не произойдет, но сама динамика наращивания долгов вызывает большую тревогу».
Кроме того, цифра в 100 трлн долл. имеет важное психологическое значение, лучше бы не перешагивать за этот рубеж, за которым таится множество опасностей.
«Если мировой долг продолжит рост, — подчеркнул Андрианов. — То в конечном итоге это приведет к массовым суверенным дефолтам, что неизбежно повлечет за собой крах всей мировой финансовой системы».
Но пока поводов для оптимизма мало, глобальная тенденция на увеличение долгов уже прочно закрепилась. Пандемия, а позже геополитические факторы, военные траты приводят к ускорению темпов роста госрасходов, что только увеличивает совокупные долги. И в этой ситуации нелишним будет подумать о себе.
«Россия все же является частью глобальной экономики, потому в худшем случае удар кризиса мы тоже почувствуем, — считает Алисенов. — Потери у нас будут, нам придется изыскивать средства на финансирование возросших расходов, но последствия для нашей страны будут выражены значительно слабее, чем для прочих стран. Даст знать о себе ослабление экономических связей между Россией и западными странами вследствие санкций».
Но если наша страна и сумеет избежать прямого ущерба от мирового долгового кризиса, то косвенный все же будет существенным.
«Наш крупнейший торговый партнер Китай — второй после Японии держатель американских госбумаг, — отметил Андрианов. — И дефолт в США, безусловно, резко ослабит китайскую экономику, что, в свою очередь, косвенно ударит и по нам. Мы по-прежнему являемся ведущими экспортерами нефти, газа, зерна, удобрений, и кризисные явления у наших внешнеторговых партнеров приведут к негативным последствиям и у нас».
Единственная хорошая новость — для России такой удар не будет фатальным.
«Наша страна выходит их долларовой системы, и нам не страшен крах американской валюты, — поясняет эксперт. — Конечно, нефть, газ и наши прочие экспортные товары подешевеют, но в федеральном бюджете 2025 года доля ненефтегазовых доходов заложена на уровне в 73%, хотя в текущем году этот показатель составляет 67%. Это значит, что наши доходы во все большей степени зависят от внутренних источников, что только повышает устойчивость нашей экономики от внешних факторов».
Ранее эксперты объяснили aif.ru, как проблема отдельно взятого растущего американского госдолга может повлиять на Россию.