Дата публикации: 18.10.2024 12:45
Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
«Технологии и цифровая зрелость рождаются из представления о том, что мы хотим достигнуть. Без этого никакое цифровое развитие невозможно», - заявил руководитель ФНС России Даниил Егоров на панельной сессии, посвященной цифровому будущему бюджета, в рамках Московского финансового форума.
Оценивая достижения, в частности, Налоговой службы по цифровизации услуг гражданам и внедрению технологий в налоговое администрирование, Даниил Егоров отметил, что ФНС России идет в общемировом тренде, ориентированном на сервисность: «Мы недавно встречались с коллегами, главами налоговых администраций стран БРИКС. Страны разные, подходы разные, налоги разные, но в целом общее представление о том, что мы все меняемся с вектора «человека, который проводит проверку» на сервисы. Сейчас обмен цифровыми практиками на мировом уровне нам позволяет не сильно отрываться друг от друга. Когда мы говорим о цифровой зрелости, оказывается, что все государства ровно идут в целеполагании и с точки зрения результата. Если мы хорошо вкладываемся в услугу, если мы делаем достаточно комфортные сервисы, велика вероятность того, что мы получаем лояльного налогоплательщика и получаем более качественную обработку платежей».
Исполнительный директор ООО «МТС ИИ» Дмитрий Марков подтвердил, что именно удобство сервисов, в том числе, государственных, создает позитивный фон при исполнении обязанностей: «Когда сервис удобный – не жалко платить. Я активный мотоциклист, и мотоциклисты все время спрашивают, какой у тебя мотоцикл и какого он года, и я всегда, чтобы узнать, какого он года, я плохо помню, я заглядываю в кабинет налоговой службы. Там точная информация».
Федеральная налоговая служба делится опытом использования цифровых технологий не только с налоговыми администрациями других стран, но и является флагманом среди российских госорганов. Как рассказал руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин, на примере налогового мониторинга ФНС России внедрен механизм контрольного мониторинга: «Мы друг за другом внимательно смотрим не только внутри государства, но и что есть в компаниях и корпорациях. У Налоговой есть налоговый мониторинг. Наверное, это самая передовая форма контроля и надзора. Незаметно как воздух, присутствие рядом с налогоплательщиком, даже внутри. Примерно такой же проект есть и у нас. Спасибо Минфину России, уже рассмотрен в первом чтении так называемый новый механизм контрольного мониторинга».
Модератор сессии, первый заместитель министра финансов Российской Федерации Ирина Окладникова предложила всем гостям представить свои прогнозы на тему, как будет выглядеть цифровое управление общественными финансами к 2036 году. Заместитель министра финансов ОАЭ Юнис Хаджи аль-Хури предположил, что управление бюджетными процессами станет более эффективным и прозрачным: «Также мне кажется, что он будет гораздо лучше отвечать на динамичные изменения в обществе. Это будет доступно благодаря тем инструментам, которые описали коллеги, это будет помогать принимать решения эффективнее и быстрее. Именно роботизированные системы, искусственный интеллект помогут нам делать это. Полностью автоматизируется весь цикл бюджетирования, и он поможет нам на основании экономических данных делать более точные прогнозы в бюджетировании. И правительство будет более точно выставлять свои приоритеты по развитию. Это будет лучше для оценки риска, для понимания, где потенциальный риск вообще может возникнуть, и позволит нам вводить регуляторные меры. Технология блокчейна позволит нам добавить транспарентности».
Цифровизация бюджетного процесса, внедрение искусственного интеллекта и роботизированных технологий в работу госсектора, безусловно, позволит сократить многие рутинные процессы. Однако здесь важно уделять не меньшее значение людям, которые применяют эти технологии, отметил Даниил Егоров: «В цифру уйдет много процессов, но этой цифрой и выбором, где они применяются, занимаются люди. С моей точки зрения, это самая первая тема для этой панели. Если мы не будем инвестировать в человека, мы будем отставать. Второе. Мне представляется, что обработка данных и управление на данных – это отдельный уровень зрелости, до которого нам расти и расти. И когда мы говорим о цифровой зрелости, было бы неплохо сделать модель, которая бы оценивала хотя бы внутри госсектора, на каком уровне цифровой зрелости мы находимся».
Поделиться: