1. С 20% до 25% повышена ставка налога на прибыль:
общая, в том числе:
для плательщиков из п. 1 ст. 275.2 НК РФ – зачисляется полностью в федеральный бюджет. Речь идет плательщиках с деятельностью, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
для контролирующих лиц по прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК) – зачисляется полностью в федеральный бюджет;
для иностранных организаций от деятельности, не связанной с деятельностью в России через постоянные представительства – зачисляется полностью в федеральный бюджет.
Изменённые нормы: п. 1, 1.4, 1.6, пп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ.
2. Льгота по ставке для малых технологических компаний. На период с 2025 до 2030 года предусмотрена возможность снижения ставки в ее региональной части для организаций, включенных в реестр малых технологических компаний
Субъекты РФ могут устанавливать пониженные ставки в зависимости от отнесения организации к соответствующему виду малых технологических компаний, дополнительные условия для применения этих ставок, а также дополнительные требования к таким налогоплательщикам.
Новая норма: п. 1.8.5 ст. 284 НК РФ.
3. Внесены изменения в отношении применения IT-организациями льготной ставки по налогу на прибыль.
На период с 2025 до 2030 года ставка повысится в федеральной части (с 0 до 5 процентов), а в региональной части останется на уровне 0 процентов.
Предусмотрены особенности применения пониженной налоговой ставки в случае их реорганизации.
Напомним, до 1 января 2025 года применять нулевую ставку налога на прибыль для компаний, которые ведут деятельность в области информационных технологий, запрещено организациям, образованным при реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованных путем присоединения к ним другого юрлица или выделения из него одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 года.
С 1 января 2025 года это исключение на действие льготы не распространяется на организации (при выполнении установленных требований), если они:
реорганизованы в 2024-2026 годах в форме выделения из них другой организации. Такие страхователи вправе применять льготную ставку из п.1.15 ст.284 НК РФ (в редакции, действующей в соответствующем налоговом периоде) при условии, что реорганизованная организация применяла ее в 2023 году;
созданы в 2025 и 2026 годах при слиянии (присоединении). Право на применение льготной ставки в этом случае действует в 2025–2030 годах при условии, что все организации — участники реорганизации применяли пониженную ставку налога на прибыль (0%) в 2024 году.
Кроме того, организациям, получившим документ о госаккредитации до 1 июля 2022 года и уже применявшим до этой даты льготную ставку (0%), продлено на период 2025–2030 годов право применения льготной ставки (действующей в этом периоде) без учета установленных ограничений.
Изменённые (новые) нормы: п. 1.15 ст. 284 НК РФ, п. 1, 2, 4 ст. 7 ФЗ №176-ФЗ от 12.07.2024.
4. Уточнены положения для организаций, участвующих в проекте «Сколково»:
пакет документов, подтверждающих (продлевающих) право на освобождение от обязанностей плательщика (отказ от этого права), может быть отправлен по ТКС, через личный кабинет налогоплательщика или заказным письмом по почте (ранее варианты электронной отправки в норме не упоминались);
полномочия по утверждению форм (форматов) уведомлений переданы ФНС России (ранее находились в ведении Минфина России)
Изменённые нормы: п. 4, 8 ст. 246.1 НК РФ.
5. Введен федеральный инвестиционный налоговый вычет (ИНВ). Он позволит уменьшить налог на прибыль в части, поступающей в федеральный бюджет, максимум на 50% расходов:
формирующих первоначальную стоимость ОС, НМА;
по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, частичной ликвидации ОС, НМА.
В результате применения федерального ИНВ сумма налога не может быть меньше суммы налога, рассчитанного по ставке 2% (3% — в 2025–2030 годах).
При применении вычета:
из состава амортизируемого имущества исключаются ОС и НМА, по которым применялся федеральный ИНВ;
вводится особый порядок учета стоимости такого ОС (НМА) при его реализации до того, как закончится его срок полезного использования;
вводится запрет на учет расходов на приобретение, создание, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС и НМА, по которым применялся федеральный ИНВ (если иное не установлено Налоговым кодексом РФ).
Правительство РФ установит:
категории налогоплательщиков, которые могут применять такой вычет;
категории ОС и НМА, к которым он применяется;
характеристики группы с лицами, которые вправе применять такой вычет наряду с налогоплательщиком;
порядок и условия применения вычета;
порядок определения величины вычета.
Минэкономразвития России разработало проект такого постановления. Так, право на применение вычета предлагается предоставить организациям с основным видом деятельности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; научные исследования и разработки. Размер вычета составит 6 процентов от суммы расходов, формирующих стоимость ОС (НМА).
Изменённые (новые) нормы: ст. 286.2, пп. 9 п. 2 ст. 256, пп. 1, 4 п. 1 ст. 268, п. 5.1 ст. 270 НК РФ.
6. Обновлен порядок учета расходов, связанных с правами на российские ПО и базы данных (в т. ч. при амортизации ОС):
с 1,5 до 2 увеличен повышающий коэффициент, который можно применять при учете таких расходов (как при формировании первоначальной стоимости ОС, НМА, так и при учете в составе прочих расходов);
отменено условие о том, что для применения повышающего коэффициента при формировании первоначальной стоимости НМА (учете в составе прочих расходов) российское ПО должно относиться к сфере искусственного интеллекта;
к амортизируемому имуществу, по которому разрешено применять этот коэффициент, добавлены основные средства, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, — программно-аппаратные комплексы (ПАК)
Изменённые нормы: абз. 3 п. 1, абз. 13 п. 3, п. 4 ст. 257, пп. 26 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
7. С 1,5 до 2 увеличен повышающий коэффициент, который можно применять к расходам при формировании первоначальной стоимости:
ОС, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере искусственного интеллекта;
ОС, включенного в правительственный перечень российского высокотехнологичного оборудования.
Изменённая норма: абз. 3 п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ.
8. Обновлен порядок учета расходов на НИОКР:
с 1,5 до 2 увеличен повышающий коэффициент, с учетом которого признаются расходы на НИОКР, включенные в правительственный перечень;
для малых технологических компаний установлен особый порядок учета расходов на НИОКР, результаты которых — исключительные запатентованные права на изобретение, полезную модель, промышленный образец.
Изменённые (новые) нормы: п. 7, 8, 9 ст. 262, пп. 6 п. 2 ст. 332.1 Налогового кодекса РФ.