Ночью Израиль после многодневных бомбардировок вторгся на территорию Ливана.
Эксперты уже окрестили эти события началом «третьей ливанской войны».
Авиаудары наносятся как по Бейруту, так и по южной части страны. Обстановка всё больше накаляется. Появились первые сообщения о готовящемся ударе Ирана по Израилю. Израильтяне мобилизовали четыре резервные бригады для решения задач на северном фронте. США поддержали вторжение Израиля в Ливан, а Франция в этой непростой ситуации обещала усилить поддержку ливанской армии. Западные страны решили повоевать через свои прокси?
О таком сценарии пока можно лишь мечтать. Ближний Восток — это территория сложных договорняков и хитрых планов. Привычная логика здесь не работает. Это в нашем представлении у государства должны быть президент, правительство и армия. Они все вместе должны выражать волю народа. В Ливане всё гораздо сложнее. Уже несколько лет страна живёт без президента и правительства. Политическая система находится в глубочайшем кризисе.
С армией всё тоже сложно. Начнём с того, что она не может существовать без внешнего финансирования. США активно вооружают ливанскую армию. Деньги на выплату зарплат военным собирают всем миром. Вопреки нашему представлению, армия нужна Ливану не для защиты от внешнего врага, а для того, чтобы уравновешивать внутренние силы. В частных беседах вам прямо скажут, что западные страны финансируют армию Ливана для того, чтобы «Хезболла» не стала слишком влиятельной и не установила контроль над страной.
Год назад я наблюдал за перестрелками «Хезболлы» с израильской армией. А в этот момент армия Ливана стояла рядом, на своих базах, и делала вид, что ничего не происходит. В 2006 году армия тоже не сопротивлялась вторжению Израиля.
Если сопоставить эти факты, то желание Франции усилить поддержку армии Ливана вполне логично. Франция делает ставку на ослабление «Хезболлы».
Видимо, в Париже верят, что удары Израиля уничтожат «Хезболлу» — и тогда армия Ливана сможет взять под контроль южную часть страны. Об этом же мечтают и в Вашингтоне. Так что сейчас политика США и политика Франции не противоречат друг другу. Скорее они подходят к решению одной и той же проблемы с разных сторон.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.