До недавнего времени в процедуре упрощенного банкротства имелись две очевидные лазейки, которыми ликвидируемые должники во всю пользовались:
Привлечение «своего» кредитора на этапе ликвидации.
Назначение контролируемого управляющего, которого на этапе конкурсного производства было практически невозможно отстранить от дела.
Вооружившись «дружественными» кредитором и управляющим, продуманные должники отсеивали всех «вражеских» кредиторов, не позволяя им включиться в упрощенное банкротство.
11 октября 2023 года ВС РФ опубликовал обзор судебной практики, который пошатнул традиционную схему «свой управляющий – свой кредитор».
В одном из рассмотренных дел кредиторы настаивали на проведении собрания для назначения конкурсного управляющего в упрощенном банкротстве. У компании-должника, как можно догадаться, в процедуре были свои люди, включая действующего управляющего. Тот сообщил кредиторам о невозможности провести собрание, утверждая, что это работает только на этапе наблюдения.
Кредиторы смогли обжаловать действия управляющего, добрались до Верховного Суда, и тот вынес знаковое определение: конкурсное производство затрагивает интересы кредиторов, поскольку в этой процедуре происходят основные действия по пополнению и распределению конкурсной массы.
Поэтому кредиторы должны иметь право на выбор управляющего не только в процедуре наблюдения, но и в конкурсном производстве, а действующий управляющий не может им в этом отказать.
Это значит, что должники все еще могут приглашать в упрощенное банкротство «дружественных» кредиторов и управляющего, но последнего собрание кредиторов теперь в силах заменить.
Мы неоднократно работали с банкротствами ликвидируемых должников. Сейчас расскажем об одном случае, в котором применили нетипичную для подобных дел тактику.
Министерство экологии и природопользования Московской области подало иск к обществу с ограниченной ответственностью на сумму 797 миллионов рублей. Суд первой инстанции требования Министерства удовлетворил, создав для общества угрозу банкротства с привлечением его руководства к субсидиарке.
На данном этапе к нам обратилась бухгалтер общества-должника с просьбой исключить организацию из ЕГРЮЛ. Однако инициировать добровольную ликвидацию было невозможно из-за действующего исполнительного производства и запрета на регистрационные действия со стороны налоговой службы.
Тогда мы предложили оригинальное решение: подать заявление о банкротстве от имени сотрудника компании. По правилам закона о банкротстве, такие заявления могут направлять руководители или участники обществ. Тем не менее закон говорит: если стоимости активов ликвидируемого юрлица недостаточно для покрытия требований кредиторов, компания из ЕГРЮЛ исключается и банкротится «по упрощенке».
За это мы и зацепились. Финансовый анализ общества-должника показал, что зарегистрированное имущество у него отсутствует, на счетах денег нет. Соответственно, получить с него кредиторы ничего не могут.
Единственная проблема: суд мог не принять заявление о банкротстве ООО от бухгалтера, поскольку она не являлась ни владельцем, ни участником общества. Однако в законе нет прямого запрета на подачу такого заявления сотрудником должника, чем мы и руководствовались. Наша позиция вызвала сомнения у судьи, и он потребовал от нас детальных разъяснений: на каких основаниях мы пытаемся обанкротить компанию «по упрощенке»?
На втором судебном заседании мы предоставили исчерпывающие доказательства от имени должника, который признал наличие задолженности перед Министерством и указал на отсутствие активов у общества для ее погашения. Доводы должника подтверждались решением единственного участника ООО о ликвидации, бухгалтерскими балансами, выписками с банковских счетов и другими документами.
В результате у нас вышло убедить суд. Ликвидируемый должник был признан банкротом, конкурсное производство ввели.
Упрощенная процедура банкротства ликвидируемой компании значительно экономит время всех участников процесса и снижает затраты заявителя на услуги арбитражного управляющего. Однако в действительности от ликвидации выигрывают именно должники. Кредиторам же при таком раскладе придется набраться терпения, а в идеале воспользоваться услугами профильных юристов, чтобы хоть что-то с должника получить.