Американские СМИ обсуждают масштабную атаку Израиля против Хезболлы в Ливане, когда одновременно сдетонировали сотни беспроводных устройств. Источники CNN сообщают, что Израиль провёл атаку в момент, когда решил, что «Хезболла» знает о возможности заложить взрывчатку. The New York Times отмечает, что подрыв пейджеров неизбежно вызовет чувство уязвимости у людей по всему миру и страх перед электронными устройствами. Журнал Foreign Policy пишет, что, совершив эту акцию, Израиль не просчитал сопряжённые с ней риски и может пожалеть об этом.
Западные СМИ активно обсуждают недавнюю операцию Израиля в Ливане, когда одновременно стали взрываться сотни беспроводных устройств.
Как пишет CNN, «израильский источник, знакомый с вопросами национальной безопасности, сообщил CNN, что Израиль запустил пейджерную атаку по принципу «всё или ничего», решив, что «Хезболла» узнала о его возможностях».
-
Израиль заявил, что началась "новая эра" войны, в то время как в Ливане продолжали взрываться приборы
Аналитик CNN Боб Баер сообщил, что израильские атаки привели к нарушению цепочки коммуникаций «Хезболлы» и это может открыть дорогу к наступлению на Ливан.
«Сам факт, что Израиль добрался до их сети поставок, является беспрецедентным», — подчеркнул он.
Баер также добавил, что Хезболла особенно полагалась на использование раций для координирования своих действий, поэтому прекращение их работы нанесёт особый ущерб группировке.
В целом CNN считает, что это «делает «Хезболлу» уязвимой, если Израиль решит пойти дальше, согласно своим военным планам».
Эта операция вывела искусство саботажа на новый пугающий уровень, пишет The New York Times. Пейджеры и рации взрывались в руках и карманах, на кухнях и улицах, рядом с прохожими и детьми. В итоге обычные устройства были превращены в гранаты.
-
Новая эра саботажа: массовое превращение гаджетов в гранаты вызывает чувство незащищённости
«Разумеется, нет ничего нового в том, чтобы устроить диверсию с телефонами или подложить взрывное устройство: террористы и шпионские организации занимались этим десятилетиями. Но данный случай отличается огромным масштабом, одновременной установкой взрывчатки на такое количество приборов. Такую операцию провернуть сложно, и именно поэтому людям не стоит бояться холодильников и компьютеров, подключённых к интернету», — поясняет издание.
Однако, признаёт NYT, происходящее неизбежно вызвало чувство незащищённости у простых людей в отношении устройств, которыми мы пользуемся каждый день.
«Возможно, это первый пугающий взгляд на мир, в котором ни один электронный прибор, от мобильных телефонов до термостатов, не вызывает доверия», — приводит газета слова Гленна Герстелла, бывшего главного юрисконсульта Агентства национальной безопасности США.
В связи с этим американские издания задаются вопросом, стоила ли подобная операция всех рисков и опасностей, которые за ней последуют?
Foreign Policy считает, что Израиль не до конца просчитывает риски.
«На первый взгляд становится очевидным, что эта операция стала унижением и неудачей для «Хезболлы» и может как ослабить группу в долгосрочной перспективе, так и подорвать их работу сегодня. Однако между «Хезболлой» и Израилем сохраняется опасное равновесие, и Израиль не может рассчитывать на то, что эти атаки повысят уровень безопасности в долгосрочной перспективе», — пишет FP.
-
Пейджерный отчёт: взрывы пейджеров стали неудачей для "Хезболлы", но также повысили риски для Израиля
По мнению издания, Израиль хотел дать понять, что не оставит нападение 7 октября без ответа. Кроме того, Тель-Авиву надо возродить веру народа в израильскую разведку и укрепить репутацию власти, заверив, что всё под контролем. Однако в реальности неизбежны и сложности. Теперь «Хезболла», как минимум, не пойдёт на какие-либо мирные договорённости.
«Но главный риск состоит в том, что это может привести к полномасштабной войне. Такая война стала бы разрушительной и для Израиля, и для Ливана, и, возможно, не внесёт коренных изменений в стратегическое уравнение, несмотря на неизбежные высокие затраты. У «Хезболлы» огромный арсенал ракет, способный подавить воздушную и ракетную оборону Израиля и нанести удары по гражданским объектам и инфраструктуре по всей стране», — считает Foreign Policy.
Однако для израильских военных краткосрочные выгоды, похоже, перевешивают любые военные риски, отмечает издание.
«Боясь повторения неожиданной катастрофы 7 октября, Израиль готов рисковать более масштабным конфликтом и даже полноценной войной, полагая, что это может быть лучше, чем жить в постоянном страхе в ожидании нападения. Но больше всего беспокоит то, что израильских лидеров и вовсе не волнует долгосрочная перспектива. У Израиля давняя традиция краткосрочного политического мышления в плане принятия решений в отношении национальной безопасности. А постоянное давление на «Хезболлу» может привести к дальнейшей эскалации, о чём израильтяне могут в итоге пожалеть», — подытожило издание.
The Intercept сообщает, что, по мнению ряда экспертов взрывы электронных устройств можно причислить к военным преступлениям.
«Если за этим стоит Израиль, им предстоит ответить на серьёзные вопросы, в том числе и перед правительством Соединённых Штатов, потому что США предоставляют им военную помощь. Правительство Соединённых Штатов должно быть заинтересовано в том, чтобы убедиться, что их военные партнёры следуют закону», — приводит The Intercept слова Брайана Финукейна, бывшего советника Государственного департамента при Бараке Обаме.
«Возможно у Израиля есть право на защиту, но существуют юридические ограничения того, как это делается», — добавил Финукейн.
-
Взрывы электроники, устроенные Израилем, можно считать военным преступлением
Эксперт также отметил, что если бы он всё ещё занимал должность советника, то рекомендовал бы Госдепу поинтересоваться у своих израильских коллег, принимались ли какие-либо меры, чтобы минимизировать количество гражданских жертв, понимали ли они вообще, насколько серьёзными будут взрывы и когда именно были предприняты попытки вмешательства.
С ним согласна и профессор юридического факультета Калифорнийского университета Джессика Пик.
«Я думаю, что взрывы пейджеров в карманах людей, без понимания, что это за люди в тот конкретный момент, является довольно очевидным неизбирательным нападением. Я полагаю, что это можно назвать довольно вопиющим нарушением как пропорциональности, так и неизбирательности нападений», — цитирует The Intercept мнение эксперта.