В Одессе в возрасте 85 лет скончался советский и украинский кинооператор Леонид Бурлака. Именно он снимал многосерийную картину «Место встречи изменить нельзя» в составе съёмочной команды Станислава Говорухина. На счету Бурлаки более 20 картин, среди которых «Верность» и «Мальчишки ехали на фронт». «Когда «Место встречи» первый раз показывали по телевизору, — вспоминал Бурлака, — улицы городов и сёл пустели... а количество преступлений сократилось в несколько раз».
Во вторник, 17 сентября, на Одесской киностудии состоялось прощание с советским и украинским кинооператором Леонидом Бурлакой. Он скончался 15 сентября на 86-м году жизни после продолжительной болезни, сообщили в Одесском отделении Национального союза кинематографистов Украины.
Леонид Бурлака родился 9 октября 1938 года семье преподавателей. Он с детства увлекался фотографией, в 18 лет уже работал на телевидении, пройдя путь от осветителя до оператора. В начале 1960-х окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. Гальперина), но ещё студентом начал работать оператором на Одесской киностудии.
«Количество преступлений сократилось в несколько раз»
Свою первую ленту «Молодожён» Бурлака снял в 1963 году — она стала его дипломной работой. Всего в его фильмографии более 20 картин, среди них — «Верность», «Мальчишки ехали на фронт», «Взять живым» и «Двое в песках». Он сотрудничал с такими режиссёрами, как Пётр Тодоровский, Григорий Поженян, Валентин Козачков, Вадим Лысенко и другими.
Самой известной работой оператора стал пятисерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», вышедший на экраны в 1979 году. Режиссёром картины был Станислав Говорухин. Съёмки проходили в основном на Одесской киностудии и в Москве.
-
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
-
globallookpress.com
-
© Vyacheslav Panov
В центре сюжета — борьба сотрудников МУРа с таинственной и неуловимой бандой «Чёрная кошка» в послевоенной Москве. В насыщенном убийствами, погонями и перестрелками детективе снимались звёзды советского кино: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Леонид Куравлёв, Светлана Светличная, Армен Джигарханян.
Хотя картина не завоевала кинематографических наград, её создатели получили почётные грамоты МВД СССР, а Высоцкому, сыгравшему капитана милиции Жеглова, уже посмертно трижды присуждали награды за исполнение этой роли. Фильм сразу завоевал популярность зрителей, а цитаты из него стали крылатыми фразами.
Также по теме
«Актёрский ген был у неё в крови»: скончалась заслуженная артистка России Марина Полицеймако
В Москве на 87-м году жизни скончалась заслуженная артистка России, актриса Театра на Таганке Марина Полицеймако. Она служила в театре...
Леонид Бурлака называл картину «хорошей».
«Наверное, это лучше, чем плохой фильм, осыпанный наградами. Когда «Место встречи» первый раз показывали по телевизору (а это было в ноябре 1979 года — премьеру приурочили ко Дню милиции), улицы городов и сёл пустели, а, согласно криминальной статистике, количество преступлений сократилось в несколько раз», — рассказывал он в одном из интервью.
«Оператор вглядывается в лица актёров»
Последней работой оператора стала лента «Как кузнец счастья искал» режиссёра Радомира Василевского, вышедшая в 1999 году. Член Союза кинематографистов Украины, Леонид Бурлака всю жизнь прожил в родном городе, покидая Одессу только для учёбы или съёмки кино.
Как отметила в беседе с RT первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, актриса Елена Драпеко, от оператора очень многое зависит — именно он выбирает ракурс, точку, куда будет смотреть зритель, направляет свет, определяет, что будет главным в кадре.
-
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
-
globallookpress.com
-
© Vyacheslav Panov
«Конечно, оператор — это сердце фильма... Современные операторы постоянно следят за техническими новинками. Они должны быть оснащены самыми последними достижениями техники. Говоря о Бурлаке, нельзя не отметить тот талант, с которым он снимал «Место встречи изменить нельзя», — сказала Драпеко.
Например, Владимир Высоцкий в жизни был очень невысокого роста, но в фильме камера снимает его постоянно чуть снизу. В результате герой Высоцкого получился достаточно внушительным, массивным мужчиной, пояснила она.
«Так что образ киногероя — заслуга не только артиста и режиссёра, но во многом и оператора. Именно оператор вглядывается в лица актёров, героев фильма, видя в них интересные психологические черты, показывает это зрителю. И все сценические находки актёров тоже всегда подхватывает своей камерой именно оператор», — подытожила Драпеко.