Первым участком высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом станет отрезок от столицы до Твери, сообщили в Минтрансе.
Первым участком высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом станет отрезок от столицы до Твери, сообщили в Минтрансе.
Начать строительство планируют уже в этом месяце, первый отрезок будущей ВСМ, длиной 100 км, станет испытательным полигоном для подвижного состава и всей инфраструктуры новой магистрали, подобной которой ещё не было в нашей стране. Сдать его в эксплуатацию планируют в 2026–2027 годах.
«Подвижной состав уже готовят "Уральские локомотивы", здесь всё надо создавать с нуля, это очень амбициозный проект, — рассказал "АиФ" ведущий эксперт Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Борисов. — Поэтому важно, чтобы всё было отлажено, протестировано, ведь на высоких скоростях и риски большие. Между столицами и так ходят "Сапсаны" (их скорость на отдельных участках достигает 240 км/ч), на ВСМ время в пути сократится с 4 часов до 2 часов 15 минут, а Новгород и Тверь с точки зрения транспортной доступности станут практически пригородами Петербурга и Москвы соответственно».
Саму магистраль запустят на пару лет позже, предположительно в 2028 году, сказал в кулуарах Восточного экономического форума первый замминистра транспорта Валентин Иванов. Время требуется не только для строительства совершенно нового полотна, обособленного и от Октябрьской железной дороги, и от любых других объектов, но и для завершения всех испытаний.
«В Москве и её окрестностях, по некоторым оценкам, живут до 40 млн человек, — продолжил Борисов. — Логично дать им возможность за минимальное время добираться до других крупных городов. Вслед за первой ВСМ построят дорогу на юг, к Сочи, на восток — до Казани и Екатеринбурга, на запад — в Минск. Есть даже планы небольшой ветки ВСМ до Рязани. Открывать высокоскоростное движение по магистрали до Владивостока нет смысла. Во-первых, это очень дорого, во-вторых, эти магистрали оправдывают себя на расстояниях до 1,5 тыс. км. Всё, что дальше, — дистанция уже для самолёта, а не для поезда».
По современным понятиям, ВСМ — двухпутная электрифицированная железнодорожная линия, на которой поезда двигаются со скоростью 200–400 км/ч. Выходы ВСМ из Москвы уже строят. До станции Крюково (Алабушево) за эту работу отвечает РЖД, дальше на север участок главного концессионера — ООО «ВСМ Две столицы».
Общая смета на создание ВСМ, закупку поездов и организацию движения составляет почти 2,2 трлн рублей. «Это полностью новое строительство, в отличие от "Сапсанов", которые используют реконструированную инфраструктуру железной дороги, здесь всё будет создано с нуля, — продолжает Борисов. — Есть планы, что проезд по ВСМ будет стоить примерно как поездка на "Сапсане", но, видимо, за дополнительную экономию времени придётся ещё доплатить. Из-за этого вряд ли будет много желающих ездить на ВСМ каждый день на работу и возвращаться домой — слишком дорого».
Дорогу до курортов Краснодарского края планируют проложить по горам вдали от побережья. Время в пути от Москвы до Сочи сократится до 16 часов, сейчас самый быстрый поезд проходит маршрут за сутки. Открыть эту ВСМ планируют в 2035 году.
Запуск ВСМ сильно подстегнёт экономику регионов, через которые пройдёт дорога, считает Борисов. Люди станут активно ездить по делам, с туристическими целями. Всё это создаст новые рабочие места и в городах, где будут конечные пункты маршрута, и в промежуточных точках.
«Пока пионер в деле ВСМ — Китай, — напоминает он. — У нас тоже огромная страна, по которой надо иметь возможность стремительно перемещаться».