В зону спецоперации отправляется не только техника, произведенная крупными концернами, но и то, что создали энтузиасты-частники.
В зону спецоперации отправляется не только техника, произведенная крупными концернами, но и то, что создали энтузиасты-частники.
РЭБы, беспилотники, роботизированные тележки — члены «Кулибин-клуба» Народного фронта сотнями посылают их бойцам. Обратная связь от тех: «Они спасают нам жизни... пришлите еще».
Студенческая работа
«Решили помочь фронту. Сами гражданские и занимаемся гражданскими делами. Просто собрались и сделали за два месяца глушилку с нуля» — так объяснили aif.ru свои мотивы создатели нового РЭБа — «Гроза».
Эти люди не хотят рекламы и не ищут популярности. Более того, по соображениям безопасности они не разрешают фотографировать сотрудников, упоминать их фамилии. Просят не называть и номенклатуру РЭБов, которых делают аж три разные модели.
«Первый подавитель ставится на технику и защищает от FPV-дронов. Две другие модели — окопные. Одна подавляет все те же FPV-дроны, другая глушит гражданские модели по типу Mavic, — рассказывает инженер предприятия Артем. — Работают они просто: после включения на определенном расстоянии от РЭБа враг теряет управление над дронами. Те либо падают, либо, если это гражданские модели, зависают на месте или улетают обратно».
Необходимость создания двух разных окопных версий «Грозы» мой собеседник объясняет тем, что невозможно сделать малогабаритный РЭБ, который эффективно будет глушить гражданские модели, как FPV-дроны: «Они работают на разных частотах, и требуются разные генераторы сигналов, поэтому разделили их на два чемоданчика». В ближайшее время ОНФ передаст бойцам две сотни таких систем.
Артему лет 25. Впрочем, на производстве почти все молодые. Студенты — 95% всех специалистов. Желание помочь бойцам — не единственный их мотив. Это еще и возможность развиваться, оттачивать навыки, которые требует выбранная специальность. «Я вижу свою дальнейшую жизнь в этом направлении», — говорит студент 4-го курса Игорь.
Убийственный «Аватар»
Создатели дронов «Аватар» и роботизированных тележек «Варан» — из другого теста. Команда компании «Монолит» состоит из квалифицированных инженеров и айтишников, а представитель производителя хоть и скрывает имя, но не прячет лицо.
«Аватар» — модель, которая полностью рассчитана в России (дрон может сбросить боеприпас на врага или сработать в режиме камикадзе. — прим. ред.). Ею занимаются ребята, которые раньше работали в концерне Туполева. Кроме того, у нас есть специалисты, которые перешли из «Боинга», — уточняет инженер.
«Аватар» — скромный по габаритам БПЛА. Диаметр его лопасти — всего 9 дюймов (22,8 см), при этом он способен нести 5 килограммов нагрузки на 10 километров. Для беспилотника такого класса характеристики впечатляющие.
«Последняя информация от бойцов из танковой бригады: «Ребята, классно! Устойчивый канал связи, нужно увеличить тяговые характеристики. Гоняться за врагом классно, но надо, чтобы таскал больше». Просят еще, просят много. Цитата: «Они спасают нам жизни», — добавляет собеседник.
К слову, министр обороны Андрей Белоусов в конце июля говорил, что в российскую армию отправляется 4 тысячи FPV-дронов в сутки. Производители «Аватара» вышли на уровень 4 тысячи «боевых птичек» в месяц.
Не терпят промедления
Возможно, кто-то сейчас задается вопросом: зачем эти кустари и «гаражные» производители при наличии мощного ВПК? Представители «Кулибин-клуба» дают на него ответ: все дело в скорости реакции.
«Большие концерны неповоротливы. Чтобы изменить продукт, им нужно пройти всю военную приемку, внести изменения в конструкторскую документацию и так далее. Это год, не меньше, — объясняет инженер "Монолита". — Они молодцы, но настроены на большое поточное производство. А у нас все оцифровано. Например, приходит обратная связь с фронта, что нужны новые частоты. Если это не требует замены комплектующих, то изменение в серии занимает до двух дней».
«В условиях войны XXI века, когда дроны и средства РЭБ совершенствуются практически еженедельно, каждый день промедления — это жизни наших ребят, — говорит руководитель "Кулибин-клуба" Народного фронта Александр Паничев. — Возможность быстрой разработки и передачи изобретений на фронт как никогда актуальна. Мы помогаем снять бюрократические преграды и, если видим, что изделие реально поможет бойцам, организуем оперативную передачу его в подразделения».