Мультимодальная педагогика и обучение с использованием искусственного интеллекта уже стали важными трендами, которые будут активно развиваться. Особое внимание уделяется интеграции технологий в учебный процесс и персонализации обучения.
Современное образование в России переживает значительные изменения, и на первый план выходят инновационные методики, такие как система перевернутого класса, которая привлекает всё большее внимание среди педагогов и исследователей. По результатам анализа, проведенного НИУ ВШЭ и образовательным холдингом Ultimate Education, такие подходы, как мультимодальная педагогика и обучение с использованием искусственного интеллекта, уже стали важными трендами, которые будут активно развиваться в 2024 году. В этой связи особое внимание уделяется интеграции технологий в учебный процесс и персонализации обучения.
Преподаватель и основатель школы английского языка Checkeng School, «Лучший преподаватель» по версии Всероссийской национальной премии «Лучшие Таланты — 2023» и победитель в номинации «Методика Года» на премии «Эффективное образование 2023» Валерия Липина одной из первых в России внедрила систему перевернутого класса. Она рассказала, в чем суть этого метода, как эти современные тренды в образовании меняют подход к обучению, и как инновации могут повлиять на будущее российского образования.
Валерия, вы известны как сторонница новаторских методов в преподавании английского языка. На ваш взгляд, какие основные недостатки существуют в традиционных подходах к обучению, и как они влияют на эффективность изучения языка?
Традиционные методы преподавания английского языка часто не дают желаемых результатов по нескольким причинам. Прежде всего, они ориентированы на усредненного студента и не учитывают индивидуальные потребности каждого учащегося. В таких методах зачастую отсутствует интерактивность и мотивация, что снижает интерес студентов. Преподавание сводится к сухой теории и запоминанию, вместо того чтобы развивать навыки общения и критического мышления. Кроме того, недостаточное использование современных технологий и методик делает обучение менее эффективным и увлекательным. Эти проблемы приводят к тому, что студенты не получают реальных знаний, которые могли бы применить на практике, и часто теряют мотивацию продолжать обучение.
Вы в числе первых в России начали использовать в обучении модель перевернутого класса, которая для страны все еще редкость, но активно используется за рубежом. Расскажите, в чем суть этой модели, как она работает?
Модель перевернутого класса представляет собой подход, при котором студенты получают основную теоретическую информацию дома, обычно через видеоматериалы или другие цифровые ресурсы, которые готовятся заранее. Таким образом каждый студент может изучать материал в своем темпе, что особенно важно для эффективного усвоения. В результате на занятиях в школе освобождается время для практики, обсуждений и активного взаимодействия. Подход повышает вовлеченность, развивает самостоятельность и улучшает коммуникативные навыки учеников, делает обучение более осознанным.
Вы разработали и записали уже более сотни обучающих видео. Какие принципы вы считаете ключевыми при создании эффективных роликов, и как они помогают студентам лучше усваивать материал?
Чтобы обучающие видеоматериалы получились эффективными важно помнить, что главный фокус должен быть именно на ученике и его потребностях. Во-первых, материал нужно подавать так, чтобы его было легко понять и усвоить: разбивать сложные темы на небольшие части и объяснять их понятным языком. Это помогает студентам шаг за шагом продвигаться к цели, не чувствуя себя перегруженными. Важно использовать элементы, которые помогут студентам удерживать внимание — это разнообразные мультимедийные элементы и интерактивные задания, которые делают обучение более динамичным, вовлекающим и увлекательным. Кроме того, важно включать примеры из реальной жизни, которые делают материал практичным, применимым в повседневных ситуациях. Обратная связь также играет ключевую роль — понимание того, что студенты действительно усвоили и что требует доработки, позволяет адаптировать материалы и повышать их эффективность.
Внедрением передовых методик обучения, в том числе метода перевернутого класса, вы уже более года занимаетесь в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарии, где эти методики получили официальные акты внедрения и положительные рецензии от этих организаций. Как инновации повлияли на качество образования в этих учреждениях?
Внедрение методики перевернутого класса и других моих разработок в образовательные учреждения Кабардино-Балкарии уже дало ощутимые результаты. Например, в школах, где применяли перевернутый класс, успеваемость по английскому языку повысилась на 18% в течение первого учебного года. Учителя отмечают, что студенты стали более активно участвовать в уроках и лучше понимают материал благодаря тому, что теоретическая часть усваивается дома, а на занятиях происходит активное обсуждение и практика. Кроме того, благодаря внедрению системы Study Buddy, в которой пары студентов работают вместе над заданиями, наблюдается рост самостоятельности и ответственности учеников. Это подтверждается улучшением результатов контрольных работ на 15% по сравнению с предыдущими годами. Таким образом, внедрение этих методик не только положительно сказывается на успеваемости студентов, но и реально улучшает качество образования, делая его более современным и адаптивным к потребностям учеников.
Другое перспективное направление в образовании, которым вы занимаетесь и как практик, и как теоретик — применение искусственного интеллекта в обучении английскому языку. Ваша научная работа по этой теме была отмечена на международной конференции в Белгороде, она показывает значительный потенциал технологии. Какая от него реальная польза?
Это и оптимизация внутренних процессов, и помощь студентам в обучении. У нас в школе мы внедрили систему адаптивного тестирования, которая основана на ИИ и позволяет индивидуально подстраивать задания под каждого студента. Эта система сократила время на определение уровня знаний студентов на 30% по сравнению с традиционными методами. Более того, использование ИИ для автоматизированного анализа письменных работ студентов не только повышает точность оценок на 25%, но и помогает студентам лучше понимать и исправлять свои ошибки. ИИ анализирует типичные ошибки, которые делает студент, и предоставляет индивидуализированные рекомендации и упражнения для их устранения. Это привело к снижению количества грамматических ошибок на 15%, так как студенты получают возможность сосредоточиться на конкретных проблемных зонах и работать над их устранением. Ещё один конкретный пример — это интеграция ИИ в нашу платформу для изучения лексики, где система на основе поведенческих данных студентов подбирает оптимальные интервалы повторения слов. Это привело к увеличению долговременного запоминания новых слов на 20%. Теперь объяснение включает в себя, как ИИ помогает студентам исправлять ошибки, а не просто проверяет их работы, что делает процесс обучения более эффективным.
Как, по вашему мнению, ИИ изменит процесс обучения в ближайшие годы?
На мой взгляд, ИИ будет активно применяться для создания индивидуализированных учебных траекторий и улучшения устных навыков студентов через разговорные симуляции — это мы сейчас как раз тестируем в нашей школе. Подобные разработки позволят сделать обучение ещё более персонализированным и интерактивным, увеличив вовлеченность и успеваемость студентов.
Помимо работы над практическими аспектами внедрения инноваций, вы активно занимаетесь научно-исследовательской деятельностью и являетесь членом таких престижных ассоциаций, как NATE и «Эксперты в образовании». Вы также выступали на международных конференциях, где ваша работа по применению ИИ в обучении была высоко оценена. Каковы, по вашему мнению, перспективы научно-исследовательской деятельности и участия в международных и национальных ассоциациях в формировании будущего образования?
Научно-исследовательская деятельность и участие в профессиональных ассоциациях, являются важными составляющими моей работы. Эти направления не только позволяют мне оставаться в курсе последних достижений в области образования, но и дают возможность активно участвовать в формировании его будущего. Исследования позволяют глубже понять, как современные технологии, включая искусственный интеллект, могут быть интегрированы в образовательный процесс. Например, на конференции в Белгороде я представила работу по применению ИИ в обучении английскому языку, которая показала значительный потенциал этой технологии для повышения качества образования. Такие исследования не только подтверждают эффективность моих методик, но и открывают новые горизонты для их применения. А участие в международных ассоциациях даёт возможность быть на передовой этих изменений и внедрять их в контексте российской системы образования, что, в свою очередь, может существенно повысить её конкурентоспособность и качество.
Какие конкретные тренды вы наблюдаете, и как они могут повлиять на образовательный процесс в России в ближайшие годы?
Среди ключевых трендов я бы выделила использование искусственного интеллекта для персонализации обучения, интеграцию геймификации в образовательные процессы и рост значимости гибридных форматов обучения. Эти направления уже активно обсуждаются и внедряются в международной практике и начинают оказывать влияние на российское образование. Например, внедрение ИИ позволяет создать индивидуальные траектории обучения для каждого студента, что значительно повышает эффективность учебного процесса. В ближайшие годы эти тенденции будут усиливаться, и важно, чтобы российские образовательные учреждения были готовы адаптировать и интегрировать их в свою практику.