На Украине принят закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций». Он позволяет Киеву запретить каноническую Украинскую православную церковь, которую ранее обвинили в связях с Россией. Документ был утверждён на фоне масштабной кампании по захвату раскольниками храмов УПЦ и репрессий против её священнослужителей. По мнению аналитиков, принятие закона нацелено на окончательный запрет Украинской православной церкви.
В субботу, 24 августа, Владимир Зеленский подписал закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций», который позволяет Киеву запретить каноническую Украинскую православную церковь (УПЦ).
«Сегодня официальное печатное издание Верховной рады Украины — газета «Голос Украины» — опубликовало закон Украины «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» №3894-IX», — говорится в Telegram-канале парламента.
В сообщении отмечается, что целью закона является запрет деятельности на Украине Русской православной церкви и религиозных организаций, аффилированных с ней. Закон также запрещает «пропаганду идеологии русского мира» и использование религиозных организаций для продвижения этой идеологии.
Согласно документу, обвинение организации в связях с РФ будет осуществляться на основе экспертизы государственной службы по этнополитике и свободе совести. В случае выявления признаков влияния России эта религиозная группа будет иметь время на то, чтобы разорвать связи с Москвой.
Если «нарушения» не будут устранены, то судебным решением деятельность такой структуры ставится вне закона. Запрещённые организации не будут иметь права использовать государственное и коммунальное имущество, а их члены не смогут служить капелланами в ВСУ.
Закон вступит в силу через 30 дней с момента его опубликования. У общины УПЦ, которую на Украине обвиняют в связях с РФ, будет девять месяцев на то, чтобы устранить «нарушения».
В церкви неоднократно заявляли о независимости от Московского патриархата. После начала СВО УПЦ внесла изменения в устав, согласно которым церковь теперь не руководствуется решениями Архиерейского собора Русской православной церкви. Кроме того, новоизбранному предстоятелю УПЦ больше не нужно получать благословение Москвы и он более не является членом Синода РПЦ.
-
Глава информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент
-
AP
-
© Efrem Lukatsky
После принятия Радой указанного законопроекта глава информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент вновь заявил об отсутствии связи с Русской православной церковью. Он подчеркнул, что УПЦ «и в дальнейшем будет жить как истинная церковь, признанная подавляющим большинством практикующих украинских верующих и поместных церквей мира».
«Это объективная вещь. Любые попытки запретить объективную вещь приведут лишь к дискредитации, в том числе международной, тех, кто это захочет как-то реализовать», — сказал митрополит.
Война против церкви
Напомним, 1 декабря 2022 года Владимир Зеленский сообщил, что власти страны намерены запретить деятельность религиозных организаций, которые аффилированы с Россией. Он также поручил государственной службе по этнополитике и свободе совести провести экспертизу УПЦ на наличие связей с Московским патриархатом. На следующий день СНБО Украины ввёл санкции против наместника Киево-Печерской лавры Павла (Лебедя) и ещё примерно десяти священнослужителей канонической УПЦ.
В феврале 2023-го служба по этнополитике заключила, что, несмотря на изменение устава, статус УПЦ как структурного подразделения РПЦ остался неизменным.
В том же году по поручению Зеленского был подготовлен закон «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций». Он был принят в первом чтении Верховной радой ещё в октябре 2023-го, однако после этого почти год документ не выносился на рассмотрение во втором чтении из-за опасений, что он не наберёт достаточного количества голосов и вызовет недовольство на Западе.
-
Украинская спецслужба охраняет вход в монастырский комплекс Печерской лавры в Киеве
-
AP
-
© Efrem Lukatsky
16 августа 2024 года в законопроект были внесены окончательные правки, после чего профильный парламентский комитет одобрил его. 20 августа документ был принят Верховной радой. Против закона проголосовали 17 членов «Платформы за жизнь и мир» и семь депутатов от группы «Восстановление Украины» (обе фракции являются осколками запрещённой на Украине партии «Оппозиционная платформа «За жизнь»), а также четыре члена «Слуги народа» и один внефракционный депутат. Ещё четыре парламентария воздержались.
После голосования руководитель офиса президента Андрей Ермак в Telegram-канале написал, что «московской церкви» на Украине не будет. Приветствовала решение парламентариев и зампредседателя фракции «Слуга народа» Евгения Кравчук.
Подготовка юридического запрета УПЦ проводилась одновременно с широкомасштабной кампанией по захвату храмов и монастырей канонической церкви. По данным Синода УПЦ, к апрелю этого года у неё было отобрано около 1,5 тыс. храмов. После захвата церкви передаются созданной при Петре Порошенко раскольнической ПЦУ.
Кроме того, под репрессии подпадают священники УПЦ. СБУ в августе этого года отчиталась, что более 100 священнослужителей оказались фигурантами уголовного производства, почти 50 из них получили подозрения, а 25 — судебные приговоры.
Историческое преступление
По мнению Русской православной церкви, константинопольский патриарх Варфоломей, который поспособствовал созданию на Украине ПЦУ, несёт персональную ответственность за ситуацию, в которой сегодня оказалась УПЦ.
Также по теме
«Вопиющий произвол и террор»: в РПЦ заявили о попытках Киева ликвидировать Украинскую православную церковь
Власти Украины приступили к ликвидации канонической Украинской православной церкви, заявили в синодальном отделе по взаимоотношениям...
«Руководство признанных Фанаром раскольников с особой неистовостью требовало принятия закона о фактическом запрете Украинской православной церкви. А патриарх Варфоломей, ранее публично одобривший уголовное преследование и аресты её иерархов и священнослужителей, сейчас, подобно первосвященникам Анне и Каиафе, открыто поддержал действия государственной власти, цель которых — распятие и уничтожение канонической Церкви на Украине», — говорится в заявлении Священного синода РПЦ.
В Московском патриархате также призвали к международной реакции на притеснения верующих на Украине.
В свою очередь, спецпредставитель главы МИД России по вопросам сотрудничества в области обеспечения права на свободу вероисповедания, посол по особым поручениям Геннадий Аскальдович назвал принятие закона «историческим преступлением» режима Зеленского. Он подчеркнул, что «клика Зеленского... лишь углубляет раскол украинского общества, сознательно разрушая вековые духовные устои православных верующих братского нам украинского народа».
Между тем в Евросоюзе фактически одобрили действия Киева. Официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано заявил, что Брюссель «принял к сведению» утверждение парламентом закона о запрете УПЦ. Он добавил, что документ запрещает религиозные организации «по соображениям безопасности и для предотвращения иностранного российского вмешательства».
«Возврат к катакомбному периоду»
По словам аналитиков, после подписания Зеленским закона полный запрет УПЦ, скорее всего, станет вопросом времени.
«Фактически УПЦ уже объявлена вне закона, её обвинили в пособничестве России, что на Украине сегодня карается очень строго. Верующим даётся девять месяцев на то, чтобы они определились со своей принадлежностью к конфессии и либо перешли к раскольникам из ПЦУ, либо вообще ушли под юрисдикцию константинопольского патриарха», — пояснил в комментарии RT политолог Владимир Скачко.
-
Верующие Украинской православной церкви преклонили колени во время молитвы у исторического монастыря —
Киево-Печерской лавры, чтобы не допустить туда комиссию Министерства культуры, которая должна начать передачу лавры государству и выселение её монахов
-
Legion-Media
-
© Sipa USA
Аналитик отмечает, что запрет УПЦ вряд ли вызовет массовые протесты на Украине. Это связано в том числе с «жесточайшими репрессиями», которые проводит киевский режим.
«С 2014 года УПЦ попала под пресс. СБУ и другие органы возбуждали уголовные дела, каратели и неонацисты устраивали акты вандализма, захваты храмов, избиения священников. Всё это покрывалось или курировалось Киевом. Раньше на крестные ходы УПЦ собирала до 300 тыс. человек, и Киев не знал, что с этим делать. Сейчас репрессии раздавили людей, разъединили и парализовали их способность к организованному сопротивлению. В результате на защиту церкви фактически никто не встал», — констатировал политолог.
После запрета УПЦ часть верующих и клира, вероятно, перейдут на нелегальное положение, добавил Владимир Скачко.
«Истинные верующие, конечно же, будут переживать возврат к катакомбному периоду, как это было в ранние годы существования христианства, когда церковь подвергалась гонениям. Именно такую форму сохранения преданности вере и церкви изберёт огромное количество людей», — подчеркнул эксперт.
Также по теме
«Искоренить всё русское»: Зеленский внёс в Верховную раду законопроект о переносе Рождества с 7 января на 25 декабря
Украинский президент Владимир Зеленский предложил перенести празднование Рождества Христова с 7 января на 25 декабря. Соответствующий...
Замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, лектор общества «Знание» Евгений Семибратов полагает, что даже после юридической ликвидации УПЦ Киев не прекратит репрессии против её сторонников.
«Существование подпольного варианта канонической УПЦ представляется затруднительной задачей. СБУ и другие силовые структуры будут охотиться на священников, устраивать показательные уголовные дела. Нельзя исключать и вариантов с расправами, которые будут устраивать нацисты», — заявил аналитик в беседе с RT.
Эксперт также считает, что Запад не станет осуждать политику Киева в отношении УПЦ, несмотря на то что она противоречит декларируемым в США и ЕС принципам свободы вероисповедания.
«Киевские власти проводят политику религиозной дискриминации, что нарушает базовые права человека. Но Запад сейчас воздерживается от каких-либо осуждающих оценок в адрес киевских властей и вряд ли сменит свою позицию», — резюмировал Евгений Семибратов.