Эксперт: мы будем сбивать их дальнобойные ракеты самолетами, и у нас есть системы ПВО, которые их щелкают элементарно.
Мирное соглашение можно заключить быстрее, если ударить по России западным оружием. Об этом в соцсети написал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель. В реальности он уже ни на что ни влияет, потому что уходит в отставку. Его заявления — громкая безответственная самореклама в попытке не стать музейным экспонатом. Военный обозреватель Виктор Литовкин объяснил aif.ru, почему даже если ВСУ начнут бить западным оружием по России, проблемой это не станет.
Очень не хочет на пенсию и все пыжится
Боррель призвал снять ограничения на применение западного оружия по России. Он считает, что это якобы лишит российскую армию возможности укрываться на собственной территории, снизит масштаб разрушений от российских ударов и приблизит устойчивый мир.
На самом деле ВСУ и так используют западное оружие в Курской области: они перемещаются на американских БТР и грузовиках. Из HIMARS наносят удары по мостам и понтонным переправам, наведенным через реку Сейм. Ездят на американских Abrams — сегодня, кстати, подбили первый американский танк под Курском. Хотя официально Вашингтон все отрицает, утверждая, что американское оружие украинцы используют строго в оговоренных рамках.
Поэтому заявления Борреля — либо легализация в публичном пространстве давно известных фактов, либо призыв развязать руки в отношении конкретно дальнобойных систем — вроде ATACAMS и Storm Shadow/Scalp. Их применяют только по новым территориям России и Крыму, дальше бить пока боятся. Есть и другая версия. Боррель доживает свои последние месяцы в должности — с декабря внешнюю политику ЕС возьмет на себя экс-премьер Эстонии Кая Каллас. Когда человек больше ни за что не отвечает, у него появляется возможность делать абсолютно любые заявления.
«Это попытка Борреля показать, что он еще чего-то значит в европейской политике. Он хочет выставить себя таким крутым мужиком, который может одним постом в соцсети разрешить применение западного оружия по России. Для серьезных людей это выглядит смешно, потому что он уже ни на что не влияет. Его никто не будет слушать. А так пусть заявляет: собака лает караван идет», — объясняет Литовкин.
Боррель живет в своей реальности
Что касается прогнозов Борреля, то это чушь. Если по России все-таки начнут применять Storm Shadow/Scalp и ATACAMS, то это не станет настолько большой проблемой, как пытаются представить. Для начала, у ВСУ этих ракет не так много: суммарно первых передали более 200 штук на декабрь 2023, вторых — более 100 на апрель 2024-го. Это очень небольшие цифры, и сколько из них остались неиспользованными — тоже вопрос. Потом, уточняет эксперт, у Украины дефицит квалифицированного персонала, которые могут управлять этими системами: большинство из них — иностранные специалисты или наемники. Поэтому применять такие системы часто ВСУ не смогут.
«Понимаете, инструкции и справочники для них написаны на английском военно-техническом языке. Нужны люди, которые его понимают, а на Украине их нет. В большом количестве эти ракеты применять не смогут, если не привезут еще дополнительно зарубежных спецов», — рассказал Литовкин.
В-третьих, только небольшой процент этих дальнобойных систем сможет преодолеть российскую противоракетную оборону и достигнут цели.
«Боррель — человек глубокой европейской демагогии и лицемерия. Его слова — пустой прогноз. Мы будем эти ракеты сбивать самолетами. У нас также есть системы ПВО, которые их щелкают элементарно: Бук-М3, Тор-М2, С-300 и С-400. Все зависит от кадров: если не халтурят, ничего не пролетит. Мы выбиваем HIMARS и украинские самолеты, с которых они производят пуски Scalp и Storm Shadow, Искандерами и Кинжалами. Поэтому говорить, что западные дальнобойные системы нанесут нам серьезный ущерб не приходится», — отметил Литовкин.
В-четвертых, это эскалация конфликта. Зачем Западу лишний раз увеличивать шансы того, что гибридный конфликт с Россией перерастет в открытое и неконтролируемое противостояние?
«Угроза мировой войны есть всегда. Но ее никто не хочет. Во времена Карибского кризиса американский президент Кеннеди сказал советскому лидеру Хрущеву, что у него достаточно ракет, чтобы уничтожить СССР тридцать раз. В ответ он услышал: "у нас хватит ракет только для одного раза, но нам этого достаточно". А сейчас у России ядерных боеголовок даже больше, чем у Америки», — пояснил Литовкин.
Считать, что, атаковав Россию этими ракетами, Украина приблизит мирные переговоры, вообще парадоксально. Это как с нападением на Курскую область: президент Владимир Путин уже заявил, что теперь любые возможности для компромисса полностью исключены.
«Никакого мира быть не может. Мой прогноз — все закончится только после нашей победы. Пока мы не добьемся безопасности для нашей страны, боевые действия будут продолжаться. Применение дальнобойных систем увеличит площадь территории России, подверженную террористическим ударам Киевского режима, и наоборот еще сильнее отсрочит мирное соглашение», — резюмирует Литовкин.