Запретят ли православие в Чехии, как это уже сделано на Украине?
Вчера на Украине законодательно запретили Украинскую православную церковь — самую многочисленную и влиятельную конфессию страны, чья главная «вина» — связь с РПЦ. Сегодня в Чехии была инициирована проверка имеющихся в стране Православных церквей. Приведет ли это к запрету там РПЦ, а также к различного рода религиозным столкновениям? Об этом aif.ru рассказал специалист по истории Русской церкви, доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор Владислав Петрушко:
— Приведет ли нынешняя инициатива чешских властей к запрету в стране РПЦ? Вряд ли, скорее всего, не решатся — после таких шагов будет трудно представлять себя демократичной страной.
В Чехии действует подворье РПЦ в Карловых Варах, при котором существует исторический храм (настоятеля которого недавно, кстати, выслали чешские власти под каким-то надуманным предлогом), там проживает большое число российских граждан.
Считаю, что главная цель удара даже не РПЦ, а Православная церковь Чешских земель и Словакии, поместная Православная Церковь, существующая в Чехии и Словакии с ХХ века, и являющаяся «дочерью» нашей Русской Церкви, от которой она получила свою автокефалию. Ее основатель, священномученик Горазд (Павлик), причислен к лику святых, это национальный герой Чехии, который погиб от рук нацистов во время Второй мировой войны.
Православная церковь Чешских земель и Словакии традиционно поддерживает Русскую церковь. Несмотря на давление, она не следует курсу Константинопольской патриархии и ее американских покровителей, не проявляет той русофобии, которая сейчас захлестнула Запад.
В Чехословацкой Церкви не хотят признавать искусственно созданную Фанаром на Украине т.н. «Православную церковь Украины».
Думаю, что действия чешских властей против Православной Церкви Чешских земель и Словакии вполне укладываются в масштабные планы Европы и США по разделению всего православного мира, изоляции Русской Православной церкви и тем самым всей России. Это разрушение традиционных связей, сложившихся внутри мирового Православия и попытка его полной переориентации на Константинопольского патриарха как своего рода восточного папу. Православная церковь традиционно не приемлет подобной экклесиологии, свойственной католицизму. Русская Церковь и традиционно близкие ей славянские Православные Церкви (Сербская, Чехословацкая и другие) сегодня являются препятствием на пути сближения Фанара и Римско-католической церкви, которое может завершиться новой унией. Вероятно, это препятствие хотят устранить, изолировав Русскую Церковь и заставив другие поместные Православные церкви отвернуться от нее.
Чехия, Польша — марионетки в руках тех политических сил, от которых они полностью зависят и получают деньги. Они не имеют своей воли, готовы делать все, что им укажут «хозяева». Потому и чешские власти оперативно отрапортовали, что готовы начать наступление на Чехословацкую православную церковь.
Получится ли у властей страны «прогнуть» местных православных? Шансы есть. Чехия, пожалуй, самая атеистическая страна в Европе. Храмы там посещаются слабо. Интерес к религии у жителей минимален. Это чисто политический вопрос, так что ждать новых гуситских войн в нынешней Чехии не стоит. Но другое дело, если конфликт станет раздуться искусственно. Как это делается, например, на Украине, где вчера была официально запрещена самая многочисленная религиозная конфессия страны — каноническая Украинская Православная Церковь. Это стало не просто политическим насилием, но попранием самого базового права человека — права на свободу вероисповедание. Это уже акт откровенного фашизма, насилия над огромным числом собственных граждан.