В статье расскажем, какие технологии используют в логистике сейчас и как начать цифровизацию.
Почему логистическим компаниям нужна цифровизация
Транспортная отрасль быстро развивается. Рынок автоперевозок растет на 5-8 % в год, при этом большую долю занимает сегмент FTL (Full Truck Load — перевозка, при которой автотранспорт наполняется грузом одного клиента). Постоянно появляются новые перевозчики, конкурировать становится сложнее.
Чтобы выбиваться в лидеры, логистическим компаниям необходимо пересматривать бизнес-процессы, оптимизировать их, повышать скорость всех операций. А цифровизация помогает модернизировать логистику в комплексе: в закупочной деятельности и продажах, складском хранении и грузоперевозках, управлении финансами информационном обмене.
Для чего нужны цифровые технологии в логистике
Цифровизация помогает:
оптимизировать поставки и хранение на складе;
улучшить управление и контроль в цепочках поставок;
сократить ошибки и повысить точность операций;
ускорить выполнение операций;
совершенствовать взаимодействие с партнерами;
повысить качество клиентского сервиса.
Благодаря применению современных цифровых технологий компании могут составлять оптимальные маршруты и увеличивать скорость доставки, эффективнее организовывать хранение и перераспределение товаров на складах, прогнозировать расходы на техобслуживание транспорта, отслеживать перемещение грузов.
Три сегмента логистической деятельности, в которых необходимо внедрять цифровые технологии
Выделим три направления, которые можно и нужно улучшать с помощью цифровизации:
1. Информационный обмен.
В этом сегменте мы можем говорить о целесообразности перехода на электронный документооборот.
С 2022 года ЭДО необходим для работы с маркированными и прослеживаемыми товарами. А в других случаях, когда электронный документооборот не является обязательным, перевод документов в цифровой вид помогает оптимизировать обмен данными и документами, снизить издержки на бумагу и печать.
Например, на основе электронной бухгалтерской первички, которая составляется в перевозках, легче и оперативнее формируется отчетность для контролирующих органов.
Благодаря ЭДО в грузоперевозках автоматизируется и упрощается обмен транспортной документацией. В 2024 году компании могут обмениваться транспортными накладными, сопроводительными ведомостями, путевыми листами, договорами фрахтования, заказами (заявками), заказ-нарядами в электронном формате, утвержденном ФНС.
В сервисе «Транспортный ЭДО» от СберКорус возможен обмен всеми формализованными электронными перевозочными документами, другими документами, для которых еще не разработан единый формат, а также УПД на услуги перевозки.
2. Операционная деятельность.
Цифровые технологии, например, роботизированные системы, помогают эффективно распределять и искать товары на складе. Машинное обучение и искусственный интеллект используют для построения маршрутов, прогнозирования техобслуживания и ремонтов транспорта, а также спроса на товары.
3. Взаимодействие участников логистических процессов.
Системы SRM помогают управлять взаимодействием с поставщиками, а CRM — отношениями с клиентами. Платформенные решения, например, порталы-агрегаторы помогают грузоперевозчикам быстро находить заказы, а отправителям — подходящих исполнителей.
Транспортный ЭДО
Электронные транспортные накладные (ЭТРН) и другие электронные логистические документы в сервисе Транспортный ЭДО
Какие цифровые технологии уже сейчас работают в логистике
1. Системы для построения маршрутов.
Это незаменимый инструмент в логистике: ручной сбор и анализ данных о погодных условиях, заторах на дорогах, ремонтных работах займет огромное количество времени, тогда как искусственному интеллекту потребуется пара минут. А уже на основе полученной информации логист составляет оптимальный маршрут, который займет меньше времени и обеспечит наибольшую эффективность перевозки.
2. Цифровые двойники.
Они формируют виртуальные модели объектов на складе и способствуют оптимизации управления потоками товаров.
3. Системы прогнозирования техобслуживания.
Благодаря анализу условий эксплуатации искусственным интеллектом появляется возможность спрогнозировать необходимость техобслуживания и ремонтов. В результате автопарк может точно спланировать расходы и минимизировать простои, возникающие по причине несвоевременного ТО.
4. Роботизированные системы.
С роботами на складе становится меньше рутины и ручного труда, они же позволяют производить больше продукции за счет автоматизации операций.
5. Инструменты и системы для отслеживания грузов.
Смарт-контейнеры, оснащенные различными датчиками, позволяют следить за местонахождением груза и его состоянием в реальном времени. RFID-метки используются для автоматической идентификации объектов.
С чего начать цифровизацию в логистике
Как правило, цифровизация проводится постепенно, сначала затрагивая один или несколько процессов. И в первую очередь ориентироваться нужно на потребности и возможности логистического предприятия.
Подготовка к цифровизации включает три шага:
1. Анализ логистической деятельности и отдельных процессов.
На этом этапе выясняется, в каких процессах цифровые технологии помогут сократить расходы и временные потери, где изменения помогут повысить эффективность работы и привести к наилучшим результатам деятельности.
2. Формирование плана цифровизации.
На основе собственных возможностей и потребностей компании необходимо определить, в каких процессах начинать внедрение инноваций. Например, можно начать с автоматизации склада или перехода на электронный документооборот. Можно улучшать один или сразу несколько бизнес-процессов, запланировать этапы и сроки цифровизации.
3. Выбор формата цифровизации.
Рынок цифровых технологий предлагает много готовых решений, которые внедряются достаточно быстро и не требуют длительной адаптации. Если нужен индивидуальный продукт для достижения целей цифровизации, необходимо выбрать компанию-разработчика.
В целом, чтобы провести эффективную цифровизацию в логистике, необходимо провести переоценку принципов работы, сформировать новые подходы к реализации операционной деятельности и постепенно масштабировать внедрение цифровых технологий.
Вывод
Логистике нужна цифровизация. Отрасль быстро растет и развивается, конкуренция возрастает. Быть на одной линии или на шаг впереди конкурентов логистическим компаниям помогают цифровые технологии.
Выбор цифровых инструментов, которые помогают оптимизировать деятельность и улучшать процессы, достаточно много. Главное — проанализировать процессы, найти слабые места и правильную отправную точку для цифровизации.
Транспортный ЭДО
Электронные транспортные накладные (ЭТРН) и другие электронные логистические документы в сервисе Транспортный ЭДО
Реклама: ООО «КОРУС КОНСАЛТИНГ СНГ», ИНН: 7801392271, erid: LjN8KPVhk