В лазарете медицинской роты военкор aif.ru пообщался с ранеными добровольцами
Для того чтобы сфотографировать Доброго предлагаю ему закрыть лицо балаклавой. Он решительно отказывается — говорит, что прятаться ему незачем. На его счету множество спасённых солдатских жизней. Добрый — санитар группы эвакуации из 10-го танкового полка. А разговариваем мы в расположении медицинской роты этого же полка. Сейчас боец он лечится после ранения и мечтает вернуться к выполнению своих обязанностей.
Из строителей в санитары
Добрый родился в городе Иваново. Там же жил и работал строителем пока не принял решения подписать контракт с Минобороны.
«Не хочу скрывать, сначала деньги были для меня одной из главных мотиваций вступить в ряды Вооружённых сил. Однако после первого боя, в котором мне довелось участвовать, твёрдо стало ясно, что я здесь не из-за хорошей зарплаты. Когда смотрел на раненых парней, которых выносил на себе, сразу понял, что моё место только рядом с ними и нигде больше», — рассказывает Добрый.
На вопрос почему выбрал специальность санитара отвечает, что тут, скорее, специальность выбрала его. Ещё в учебке поступило предложение от командира медицинского взвода пойти в эвакуационную группу, а Добрый просто согласился. Потом был курс подготовки непосредственно на санитара. Теория давалась вместе с практикой, за изнурительными физическими тренировками следовали теоретические занятия, на которых рассказывали о техниках перевязки и способах остановки различных видов кровотечения.
«Меня природа наградила хорошей физической формой, а в нашем деле это очень важный момент. За счёт мышечной силы, за счёт хорошей дыхалки получается выполнять задачи. Это всё мне пригодилось в первом же бою, когда нужно было на себе тащить огромный медицинский рюкзак, капельницы ставить прям под вражеским огнём, опять же эвакуировать раненых. Я никогда не забуду, как в первый раз встретился с теми ребятами которых эвакуировал. Они меня благодарили, обнимали, тогда я и понял, что вот такая искренняя человеческая благодарность — лучшая награда для санитара», — говорит боец.
Ранения желания не отбили
Те навыки и знания, которые Добрый получил от своего взводного командира с позывным Крот не раз ему пригождались и спасали. Как он сам вспоминает, командир держал всех обучаемых в ежовых рукавицах, расслабляться не давал. Теперь же Добрый бесконечно благодарен своему учителю.
«У меня уже второе ранение. Я жду, когда всё заживёт и появится возможность снова вернуться в свой медицинский взвод. Если все истории из моей службы рассказывать, то нам с вами и одного дня не хватит. Вот мне прямо сейчас вспомнился один случай, когда меня вместе с ранеными завалило в здании. Однако всем первичную медицинскую помощь я оказал, потом начали выбираться потихоньку. Когда отходили в безопасный район меня и зацепило первый раз в руку. Я пролежал в госпитале и снова на передовую. Сейчас вот ранен в колено, мне кажется, тоже на долго не затянется, на мне всё быстро заживает», — рассуждает санитар.
Все два раза, когда сам Добрый получал ранения, его спасали такие же бойцы, как и он. Обе собственных эвакуации запомнились ему до мельчайших подробностей: «Первый раз, когда меня эвакуировали, реально было страшно. Потому что меня оглушило, а хорошо слышать на переднем крае — очень важно. И вот меня тащат, и я понимаю, что даже если дрон по нам выпустят, я его просто расслышать не смогу. Второй раз, когда с коленом, меня вообще на себе тащил парень с перебитым плечом».
Главное совершенствоваться
При внушительных объёмах практической работы Добрый старается уделять время повторению и изучению медицинской теории. «Каждый день, если время позволяет, стараюсь что-то новое узнавать. Анатомию человека постоянно повторяю. Я даже чувствую у себя любовь к медицине, мне это дело нравится, очень интересно. Ещё хочу сказать, что мы все друг у друга чему-то учимся. Один одно посоветует, другой другое подскажет. Единственно, пожалуй, надо понимать, что морально быть готовым к первому в своей жизни бою невозможно. Это необходимо просто пережить», — признается он.
Кстати, Добрый и сам определённое время успел послужить в качестве инструктора, для новых санитаров. Он учил их всему тому, что знал сам и по тем методикам, которые дал ему Крот.
«Вообще, сколько себя помню, я с детства был, скажем так, за справедливость. Не давал слабых обижать, всегда старался помочь. Наверное, поэтому и прижился в медицинском взводе. Мне и позывной Добрый придумали товарищи, это не моя инициатива. Сказали характер у меня именно такой. Спорить не стал», — улыбается санитар.
Пошёл, несмотря на бронь
К разговору присоединился офицер — младший лейтенант, командир мотострелковой роты того же 10-го танкового полка с позывным Артюк. Его жизнь шла размеренно и по определённой колее — после срочной службы в войсках специального назначения он получил высшее образование и трудился инженером на сельскохозпредприятии в городе Миллерово Ростовской области. Когда осенью 2022 года началась частичная мобилизация, Артюк не был призван, была бронь с места работы. Однако, спустя некоторое время, он понял, что в тылу отсиживаться не хочет.
«Пошёл, потому что моих родственников и друзей призывали. Например, зятю пришла повестка. Я не захотел отсиживаться за их спинами. Поэтому сам прибыл в военкомат и мобилизовался добровольно. После полигонной подготовки нас отправили непосредственно в зону боевых действий», — воспоминает Артюк.
В составе мотострелкового батальона он прошёл через жаркие бои на Южно-Донецком направлении. Неоднократно принимал участие в штурмах укрепрайонов ВСУ.
«Физически и психологически поначалу было тяжело. На тебе снаряжения несколько килограмм, а ещё надо после обстрела живым остаться. По нам, кажется, из всего работали, и кассетные боеприпасы и дроны-камикадзе», — говорит командир роты.
«Жалеть — значит не жалеть»
За успехи в наступательных боях и занятие стратегически важных позиций Артюх награждён медалью «За отвагу». Кроме того, с апреля этого года он получил офицерские погоны и руководит целой ротой.
«После повышения стало, конечно, больше ответственности, я головой отвечаю за ребят. Поэтому часто вспоминаю свою срочную службу и своего командира роты, лет 15 назад это было. Мой ротный нас не жалел, гонял основательно, и это реально приводило к результатам. В своей работе я такого же принципа придерживаюсь, в нашем деле не зря говорят, что жалеть — значит не жалеть», — утверждает Артюк.
Пока что офицер восстанавливается после ранения. Врачи говорят, что он идёт на поправку и очень скоро будет выписан. Артюк же хочет скорее попасть в расположение родной роты к своим боевым товарищам.