Aif.ru узнал, как армейская авиация поддерживает с воздуха наступающую пехоту и почему Су-25 называют «летающим танком».
Легендарные Су-25 заходят на посадку. «Грачи» возвращаются с боевого валета, очередное задание успешно выполнено. После того как машина приземлилась на землю — она переходит в умелые и заботливые руки техников.
Сами же лётчики могут отдыхать до следующего боевого вылета. Не отходя далеко от своих «Сушек», они согласились рассказать каково это управлять резвым и маневренным самолётом-штурмовиком.
С позывным «Воздух»
Именно так мне представился мой первый собеседник. И рассказал о недавно выполненном задании.
«Поступила задача на уничтожение наземных целей. Мы выдвинулись в указанный район на Донецком направлении. Неуправляемыми ракетами уничтожили несколько объектов, среди которых, например, командный пункт ВСУ. Дальность действия ракет — 6 километров, поэтому нам не нужно видеть цель, чтобы уничтожить её. Точность попадания исходит из расчётов, которые осуществляются бортовым компьютером. Надо сказать, что неплохо получается, цели эффективно поражаются», — утверждает «Воздух».
Про себя он с уверенностью говорит, что в душе лётчиком стал ещё в школе. Читал книги об авиации, смотрел советские фильмы о лётчиках и буквально заболел небом. На протяжении всего долгого и тернистого пути к офицерским погонам с синими просветами «Воздух» просто не терял веру в себя и упорно постигал лётную науку.
«Я пришёл в армию с конкретной целью — защищать интересы своей страны и её граждан. Специальная военная операция для меня — это то, к чему мы долгое время готовились на полигонах. Теперь все знания и умения применяем на практике», — убеждён офицер.
«Грач» в небе опасен
Не смотря на прозвище в честь довольно безобидной птицы, Су-25 в бою ведёт себя в небе по-настоящему агрессивно. Этот штурмовик прошёл через многое.
«Машина проверена временем, как говорится. Более того даже в условиях современного военного конфликта она продолжает очень прилично работать. Его аэродинамические свойства, боевые и навигационные качества — всё это позволяет по-прежнему наносить неприятелю максимальный урон», —рассказывает «Воздух».
Кстати, лётчик утверждает, что не обязательно величать штурмовик именно «Грачом», в этом плане всё ограничивается исключительно фантазией. Некоторые дают своим машинам человеческие имена, в знак, можно сказать, братского отношения.
«Су-25 — чистокровный штурмовик. Он это умеет, он для этого создан. Наша же задача, то есть тех, кто находится за штурвалом — следить и контролировать, что бы боевая работа проходила в штатном режиме. Страха как такого у меня в небе нет, волнение присутствует — это правда. Особенно когда в районе есть терриконы, ведь с них могут запускать дроны-камикадзе и ракеты. Поскольку я работаю на модифицированной модели — у нас здесь добавлена станция радиоэлектронной борьбы, которая и спасает», — говорит лётчик.
Стоит добавить, что Су-25 не зря прозвали «летающим танком», между двух его двигателей расположена бронированная плита, которая может выдерживать прямое попадание вражеских ракет. Если поражён одни двигатель — самолёт спокойно дотянет до земли на втором.
ВСУ-шный склад горел ярко
Когда я спросил у «Воздуха» про самый результативный вылет, он рассказал о случае, который произошел на Запорожском направлении.
«Мы тогда работали по Запорожью. Поставили задачу — уничтожить вражеский склад с боеприпасами. Слетали тремя парами, хорошенько отработали по этому складу. Он горел несколько дней — это серьёзный эффект произвело. Сразу несколько вражеских подразделений остались без боепитания».
Вообще, стоит заметить, что «Грачи» кошмарят неонацистов основательно. Частенько бывало, что даже украинские расчёты переносных зенитных ракетных комплексов предпочитали просто пересидеть в укрытии в место того, чтобы попытаться осуществить залпы по российскому штурмовику.
Из железнодорожников в авиацию
К разговору подключился ещё один лётчик, который прилетел с боевого вылета вместе с «Воздухом». Его зовут Сергей. Родом он с Дальнего Востока из династии железнодорожников. Он не пошел по стопам отца, а выбрал Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков. Медкомиссия и вступительные испытания прошли в Хабаровске, из 148 человек отобрали только 28, среди них был и Сергей.
«Учёба в лётном — это золотое время. Было трудно, но при этом интересно, не зря нам говорили, что нас обучают лучшей профессии в мире. Я и в настоящий момент готов это подтвердить», — говорит авиатор.
В 2019 году Сергей выпустился из училища. Участие в специальной военной операции принимает с самого её начала, как и многие его одногруппники и однокурсники. Училищное братство даёт дополнительные силы, чтобы идти вперёд.
Я спросил у Сергея как он относится к новостям о появлении в небе новых соперников — западных истребителей F-16. Он совершенно спокойно ответил.
«F-16 для нас не помеха. Мы уже научились летать на предельно низких высотах поэтому для этих самолётов наши машины будут просто невидимками».
Победы в воздухе начинаются на земле
Все как один лётчики отмечают, что успешность боевых вылетов очень сильно зависит от работы лётно-технического состава. И с этим трудно спорить, ведь хороший техник — это дополнительная гарантия того, что машина в воздухе отработает штатно.
Игорь закончил протирать бронированное стекло летной кабины и согласился подробнее рассказать о своей работе.
«В лётно-техническом деле мелочей не бывает. Тут как нигде дьявол кроется в деталях. Очень важно всё проверить, внимательно осмотреть машину. Безопасность лётчика и удачное выполнение боевой задачи — вот две главные цели. С "Грачом" работать одно удовольствие — самолёт хороший, надёжный. Разумеется, вообще без неполадок не бывает, но мы их сразу устраняем. После каждого вылета лётчик мне рассказывает, как машина себя в воздухе вела, какие трудности возникли, или наоборот, что всё штатно отработало. Все сказанное учитывается, а недостатки исправляются».