Через три года Сахалинская область будет одним из первых полностью газифицированных регионов. Кроме того, на островах уверенно развивается нефтегазовая отрасль, происходит строительный бум, заметно набирает обороты туризм.
Через три года Сахалинская область будет одним из первых полностью газифицированных регионов. Кроме того, на островах уверенно развивается нефтегазовая отрасль, происходит строительный бум, заметно набирает обороты туризм.
Через три года Сахалин будет одним из первых полностью газифицированных регионов. Кроме того, в области уверенно развивается нефтегазовая отрасль, происходит строительный бум, заметно набирает обороты туризм. Об этом рассказал на ПМЭФ губернатор Валерий Лимаренко.
Зимой — лыжи, летом — грязи
Мария Беляева, aif.ru: Валерий Игоревич, для большинства жителей страны Сахалин окутан ореолом романтики, и многие, конечно, хотели бы увидеть его своими глазами. Туристы к вам едут? И как обстоят дела с инфраструктурой туристической — готовы ли вы их принимать?
Валерий Лимаренко: У нас очень специфический туризм. Это связано с природой. Многие страны и города привлекают туристов своей историей — музеями, историческими зданиями, местами, где происходили какие-то важные события. У нас, конечно, музеи тоже есть, и интересные. Но самое главное — это природа, которую, скажем так, никто не испортил.
Люди, которые приезжают к нам, могут увидеть, например, лис — некоторые их даже с рук кормят, что, конечно, лучше не делать, потому что это небезопасно. Иногда и медведя можно встретить.
Но при этом есть у нас и туристическая инфраструктура, и мы продолжаем заниматься ее развитием. У нас замечательный горнолыжный курорт «Горный воздух». Сейчас это 30 километров трасс — современных, освещённых, с музыкой. В ближайшие годы планируем увеличить их протяженность вдвое. Кроме того, там строится несколько пятизвёздочных гостиниц.
— Это в Южно-Сахалинске?
— Да, в Южно-Сахалинске. В ближайшие несколько лет номерной фонд удвоится. На форуме мы, например, подписали соглашение с «Азимутом» о создании апарт-отелей.
Кроме горнолыжного туризма, мы развиваем такие направления, как посещение природных мест организованным образом, бальнеологию и, соответственно, санаторно-курортный туризм. И мы рассчитываем на туризм высокого уровня. В будущем это будут яхты. Сейчас у нас строится верфь, которая будет делать такие туристические суда.
Отдельная история — Курильские острова. Там можно сходить на морскую рыбалку, увидеть белые скалы, вулканы, погрузиться в горячие источники или в море с аквалангом. На острове Монерон мы открыли дайвинг-центр — это интересно и очень специфично.
Прежде всего нам важно создать туристическую программу для жителей области, чтобы они могли проводить выходные или отпуска семьями. Ведь некоторые из тех, кто живёт на Сахалине, вообще никогда не бывали на Курилах.
Сейчас создаём медицинский кластер. В этом году запускается современная клиника, где будут проводить различные виды операций, чтобы не надо было за этим выезжать за границу. Уже в этом году на базе гостиниц появятся санатории. Зимой люди будут там и лечиться, и кататься на горных лыжах. Приезжает семья: кто-то лечится, кто-то катается. Летом — бальнеологические программы.
Газ в дома и автомобили
— Если туристическим регионом Сахалинская область только становится, то нефтегазовым она стал давно.
— Да, нефтегазовый — это прежде всего. Наши компании — значимые игроки на рынке углеводородов. У есть завод по производству СПГ. Это инновационное направление. И сейчас мы с «Газпромом» работаем над тем, чтобы развивать глубокую переработку углеводородов. А ещё занимаемся газификацией жилья, социальных объектов, производств. По газификации стартовали три года назад, и уже с 14% обеспеченности достигли 61%. Ещё через три года, мы думаем, сделаем 100%-ную газификацию.
— То есть через три года вы станете одним из первых регионов страны, который будет полностью газифицирован?
— Да, «Газпром» прикладывает для этого большие усилия. Разворачиваются и дополнительные социальные программы. К примеру, переводим транспорт на газ. «Газпром» в течение трех лет планирует обеспечить заправками весь Сахалин с тем, чтобы можно было проехать с юга на север, заправляясь газом. На форуме подписали соглашение о переводе на газ коммунальной техники. Автобусы, что мы покупаем, тоже ходят на газе, и в ближайшие два года мы полностью поменяем парк. Сделали программу и для частных автомобилей — компенсируем затраты владельцам, которые переводят их на газомоторное топливо.
— Как вы считаете, почему крупные инвесторы идут на Сахалин?
— Потому что наш регион инвестиционно привлекательный. Уже два года мы находимся на 4-м месте по инвестиционной привлекательности. И знаете, почему? Потому что на любой вопрос, который задаёт бизнес, даётся немедленный ответ и поддержка. При реализации иневестпроектов мы бизнес ведём буквально за руку и вместе преодолеваем препятствия.
— А какие инвесторы идут к вам — в каких сферах их проекты?
— К примеру, логистический бизнес. Это строительство и модернизация портов. Строим и современную взлётно-посадочную полосу, только что запустили новый аэровокзал, рассчитанный на 5 млн пассажиров в год.
Другое направление — переработка рыбы, рыборазводные заводы. В рыбной промышленности объёмы увеличатся вдвое приблизительно. В прошлом году инвестиции были рекордными, больше 300 млрд рублей. В этом году планируем около 340 млрд.
Существенные вложения идут в развитие строительной индустрии. У нас сейчас строительный бум. Мы возводим 500 тыс. квадратных метров жилья, больше, чем по квадратному метру на человека. Переселяем людей из аварийного жилья в хорошие новые квартиры. Благоустраиваем города.
А в целом инвестиции в несырьевой бизнес — это 73 %. Представляете, почти три четверти?!
Кадры зовём и готовим
— Есть ощущение, что на островной территории в связи с такими темпами развития экономики может быть некий кадровый голод...
— Не может быть, а есть кадровый голод. У нас дефицит около 6 тыс. рабочих мест. И мы создали целую систему, которая готовит, переподготавливает, приглашает людей из других городов. Это инженеры, учёные, которые нужны в нашем университете. Это учителя, врачи, работники культуры. Но в большей степени это, конечно, специалисты для работы на шельфе и в строительстве.
— А идёт ли их подготовка в самом регионе?
— Конечно. Мы сейчас в своём университете создаём кампус мирового уровня, строим в центре города большое здание университета. Вместе с тем открываем новые направления работы. У нас организуется водородная школа, единственная в Российской Федерации. Другие новые направления — это технологии беспилотников, биотех, искусственный интеллект, нефтегазовая сфера, робототехника. Под них строим лабораторно-учебные корпуса. В этом году корпус шельфовых проектов появится в Технопарке.