Депутаты предложили отменить единый госэкзамен и вернуться к советской системе.
О том, чтобы отменить Единый госэкзамен, говорят уже довольно давно. Однако до сих пор школьники по окончании 11 класса пишут итоговый экзамен в тестовой форме. После череды скандальных случаев на ЕГЭ в очередной раз в Госдуму внесен законопроект о том, чтобы отменить неудобную систему и заменить ее билетами.
В нынешнем варианте проведения ЕГЭ есть очень много проблем, рассказала aif.ru депутат Госдумы Яна Ланратова — один из авторов инициативы об отмене этого экзамена, член комитета ГД по просвещению. По ее словам, в первую очередь необходимо как минимум разработать четкие и выполнимые методические рекомендации по проведению ЕГЭ. Например, обеспечить выпускникам тишину во время его сдачи — то есть, донести до управляющих компаний, что шумный ремонт на улице необходимо на время приостановить.
«Да, от ЕГЭ есть определенная польза. Это возможность поступать в вузы детям из глубинки, подавать документы в разные университеты. Но есть также очень много негатива. Во-первых, это экзамен не про знания, а, скорее, про натаскивание на знания. Второй момент — когда говорят о том, что раньше была коррупция, а теперь все изменилось. Но ведь это не так. Получается, что сейчас она просто перешла "в другое русло" — к репетиторам. Это значит, что теперь если у семьи есть деньги, то она может оплатить одного, а то и нескольких репетиторов. А если нет средств, то ребенку будет поступить намного сложнее. И третье — это, конечно, огромный и невероятный стресс. Есть целое исследование о том, что увеличилось число продаж успокоительных препаратов в период проведения ЕГЭ. Появляются страшные заголовки о том, что дети не справляются психологически и совершают разные страшные действия. Кроме того, есть очень много фактов, когда в ЕГЭ содержатся, например, те материалы, которые дети не проходили в школе. То есть существуют еще и претензии к содержанию. И, конечно, ЕГЭ не раскрывает творческий потенциал детей. Поэтому мы считаем, что от единого государственного экзамена нужно уходить», — пояснила она.
Депутат добавила, что на площадке Госдумы проходят обсуждения этого вопроса, на которых в том числе предлагалось вернуться к экзаменам по билетам. Также, по ее словам, предлагалось предоставить выпускнику право выбора — в каком виде он хочет сдать выпускной экзамен.
«Хотят — сдают ЕГЭ, хотят — сдают традиционный экзамен. Но, посудите сами, некоторые вузы уже сейчас назначают дополнительные вступительные испытания, чтобы проверить знания учеников, то есть, не доверяя результатам ЕГЭ. И второе: у нас есть история, понятно, вынужденная, но на приграничных территориях дети в силу обстоятельств сдают обычный традиционный экзамен. И они поступают в вузы. То есть, мы все понимаем, что такая возможность есть. Поэтому, на мой взгляд, нам нужно сохранить те плюсы, которые есть в ЕГЭ, и обеспечить целевой набор и поступление из глубинок, возможность подачи документов в разные вузы. Но все-таки от того формата ЕГЭ, который есть сейчас, нужно уйти. Кроме того, на мой взгляд, школа должна в первую очередь выдать аттестат. А дальше уже следующим этапом для поступления в ВУЗ должна быть альтернатива либо сдачи традиционных экзаменов, либо сдачи ЕГЭ в случае выбора ребенка», — добавила Лантратова.
ЕГЭ невозможно рассматривать в отрыве от приема в вузы и стандартов уровня развития учеников, на который их должна выводить школа, считает генеральный и академический директор Центра образовательных технологий Advance Александр Згода. По его словам, хотя ЕГЭ и является школьным экзаменом, затронет он и вузы в неменьшей, а то и в большей степени.
«Если мы отменяем ЕГЭ, то надо отменять и ограничения на прием в вузы и все испытания в них при поступлении, так, кстати, пробовали сделать в ряде вузов за границей, и этот опыт нельзя назвать полностью неуспешным, но это потребует подготовки и ресурсов от всех. И от вузов больше, чем от школ», — рассказал он.
ЕГЭ — это в первую очередь набор контрольно-измерительных материалов на полтора — два часа прохождения. И за почти четверть века (ЕГЭ введен в России в 2000 году, — прим. ред.) этот набор материалов не смогли довести до ума«, — поделился он.
Если же говорить о такой глобальной перемене, как смена выпускного школьного экзамена, то следует сначала предусмотреть полную перестройку системы и провести апробацию получившегося варианта, считает эксперт.
«В Думе сейчас предлагают рассмотреть отмену ЕГЭ, но в рамках чего это будет происходить? Где стратегия развития образования с описанием всех планируемых перемен? Как можно обсуждать изменение одного элемента без изменения всего остального? Это так же логично, как предложить машине колеса заменить на гусеницы, чтобы не ремонтировать дороги. Без контекста, без анализа всех связанных элементов, без анализа альтернатив и их хотя бы пробной апробации такие решения приниматься не должны», — добавил он.