По-прежнему ли Пушкин — «наше всё»? И способен ли поэт века XIX, писавший гусиным пером, вписаться в цифровой XXI век?
О том, можно ли сделать творчество классика понятным и интересным современникам, aif.ru рассказала филолог, учитель русского языка и литературы, призёр Всероссийского конкурса «Учитель года», «Цифровой учитель года — 2020», научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Диана Минец.
Озорник «на удалёнке»
Виталий Цепляев, aif.ru: — Диана Владимировна, спрошу вас без обиняков — не устарел ли Пушкин, при всем к нему уважении? Может быть, мы изучаем его творчество по инерции, а на самом деле оно нашим современникам, и особенно детям, уже «не заходит»?
Диана Минец: Всё дело в том, как подавать Пушкина в школе. Можно относиться к нему как к монументу, и тогда он действительно не будет интересен. А можно разговаривать о том, что всем близко, что актуально во все времена. Например, у всех есть бабушки — у Александра Сергеевича в этой роли выступала няня Арина Родионовна: яркий, теплый, понятный всем образ! У всех есть друзья — у Пушкина тоже были лицейские товарищи, с которыми он порой ссорился и даже стрелялся клюквой из пистолетов. Мы часто ленимся в школе — так ведь и Пушкин не был «ботаном»-отличником, учился так себе, «чему-нибудь и как-нибудь». У нас были ковид и самоизоляция — Пушкин тоже работал «на удаленке» в Болдине, пересиживая эпидемию холеры... Узнавая живого, реального Пушкина, ребята понимают, что это не какой-то бронзовый памятник на площади, а обычный человек, с понятными нам чувствами и слабостями.
Однажды мы с детьми разбирали, как изменились с веками определения возлюбленного. И сравнивали, как Пушкин называл в своих стихах Наталью Гончарову («мадонна», «чистейшей прелести чистейший образец») и какие слова используют авторы современных песен («краши», «детки», «любимки» и т.п.). Размышляли над тем, как меняется наше отношение к любимому человеку в зависимости от того, как мы его называем, какие подарки мы готовы ему дарить и т.д. Вот через такие человеческие аспекты Пушкин хорошо «заходит» в детской аудитории.
Дрон, а не ковер-самолет
— В интернете ходит шутка, что в некоторых его стихах современные дети понимают только глаголы. Взять, например, такие строки: «Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке». Какие-такие бразды, да ещё пушистые? «Летит кибитка» — это птица, что ли? Облучок, кушак — ничего из этого в нашем обиходе давным-давно нет! Может ли тронуть человека литература, которую без словаря не поймешь?
— Может. Но опять же к ней нужно правильно подойти. Я, например, предлагаю своим ученикам поработать с нейросетью. Она точно так же, как и ребенок, все эти устаревшие слова не понимает, потому что обучена на современных текстах. И ученик тут выступает как бы в роли учителя для нейросети, чтобы лексика XVIII-XIX веков стала ей понятна и она смогла визуализировать заложенный в пушкинском тексте образ — сани, летящие по зимней дороге. Получается своего рода квест: ребенок должен дешифровать незнакомые понятия (тут ему в помощь идут и словари, и поисковики, и учитель, конечно), и адекватно поставить задачу искусственному интеллекту.
Другой вариант увлекательного задания — найти современные аналоги для сказочных образов. «Яблочко на серебряном блюдечке» — смартфон, «ковер-самолет» — дрон, «молодильные яблоки» — патчи для глаз... Так мы устраняем временной разрыв, делаем непонятное понятным.
Или, скажем, я даю детям «стишки-порошки» или «стишки-пирожки», в которых зашифрованы детали биографии Пушкина (например, «ах если бы не слог прекрасный не дар ниспосланный с небес кто знал бы о тебе несчастный дантес»). Или с помощью нейросети оживляю его портрет — и вот уже поэт может к вам повернуться, улыбнуться, усмехнуться... Это не просто забава — это «крючок», с помощью которого учителю легче привлечь внимание детей к личности поэта и его творчеству.
В Ялте живет интересная художница, Анджела Джерих — у нее есть свой пушкинский цикл. Она с юмором рисует Пушкина так, как будто он живет в современном мире. Например, идет по улице, а у него из рюкзачка выпадают сердечки-валентинки. Или смотрит на девушку и восклицает: «О, ножки!» А это — отсылка к «Евгению Онегину». Подобные рисунки тоже помогают нам «подружиться» с классиком.
— Легко сказать «подружиться». Но когда в школе тебя заставляют учить его стихи — что останется от дружбы? Может, не надо уже этого делать?
— Все-таки надо. Заучивание развивает память, а это очень важно. Но, кстати, пушкинские стихи учить проще, они легче запоминаются. А если кому-то все-таки сложно, то могут помочь разные приемы. Например, вы даете ребенку стихотворение, в котором некоторые слова пропущены. И нужно пропуски заполнить смайликами. «Духовною жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился» — вместо слова «пустыня» рисуете кактус. Учить стих будет и легче, и веселее.
Сочинения бесполезны
— В прошлом году говорили, что произведения Пушкина, Фонвизина, Жуковского исключат из заданий ЕГЭ по литературе. Но в Минпросвещения заверили — не исключат. А может быть, и в самом деле пора школьную программу осовременить? Поменять, условно говоря, «Пиковую даму» или «Капитанскую дочку» на «Гарри Поттера» и романы Пелевина. Или — руки прочь от классики?
— Современная литература и так включена в школьную программу. Почему некоторые учителя на уроках ее не проходят — вопрос к ним. ЕГЭ по литературе тоже допускает использование примеров из современных произведений. А классику трогать действительно не нужно. Во-первых, в ней есть вечные темы. Мы, например, с детьми читали рассказ Достоевского «Бобок» — про оживших мертвецов, которые собираются на кладбище, обсуждают свою жизнь. И для ребят было откровением, что тема зомби в русской литературе появилась задолго до какого-нибудь Стивена Кинга. По сути, всё, что есть у современных авторов, было и до них. И если ты знаешь «базу», первоисточник, то ты с легкостью считываешь эти ходячие сюжеты в современных книгах и фильмах.
— Один из моих сыновей раньше «проглатывал» книжки одну за другой, а теперь чтение забросил. Говорит: для чего человеку, который собирается работать в IT, нужна художественная литература? Она ведь не поможет преуспеть в профессии — лучше потратить время на изучение предметов, которые в ней пригодятся. А если для развлечения, то смотреть мемы в сети куда интереснее, чем читать рассказы и повести... Как объяснить не вылезающим из смартфона детям, что читать книжки все-таки стоит?
— Назидания тут точно не помогут — навязать современным детям ничего нельзя. Но можно попробовать превратить изучение литературы в игру, отталкиваясь от интересов ребенка. Если он увлечен компьютерами, предложите ему задание с привлечением нейросетей — допустим, нарисовать портрет классика на основе его жизнеописания, произведений. Или сделать стикеры с образом известного писателя, попытаться представить, как бы он выглядел и одевался сегодня. Любишь прикольные мемы? Придумай мемы с тем же Пушкиным, с цитатами из него. Увлекаешься комиксами? Нарисуй комикс по «Евгению Онегину»... Можно, наконец, спрограммировать чат-бот, где поэт будет отвечать строчками из своих стихотворений. Но для этого ведь ребенку нужно будет эти стихотворения прочитать.
Сегодня мы заставляем детей писать формальные, шаблонные сочинения, хотя пользы от этого никакой. Мыслить и рассуждать они не научат, проверить знания тоже не помогут — в лучшем случае эти сочинения будут списаны или написаны тем же чатом GPT. А когда ребята делают что-то свое, интересное, и могут поделиться этим в своих соцсетях — другое дело. Потому что для них очень важно получить одобрение со стороны своей аудитории. Сегодня же многие дети у нас блогеры. И если им объяснить, что от их начитанности и насмотренности вырастет качество контента в их блогах — это будет веский аргумент в пользу чтения. Ребенок осознает: чем богаче будет его культурный багаж, тем успешнее он будет в жизни.