На бизнес сегодня влияет целый ряд обстоятельств, связанных с меняющейся динамикой отношений по линии работодатель-сотрудник. Разберем подробнее три ключевых тренда — дефицит людей и компетенций, технологичность и человекоцентричность.
Дефицит людей и компетенций
О кадровом голоде не высказался только ленивый. Проблема занимает умы топ-менеджеров организаций разных размеров и сфер деятельности. Это неслучайно — ее актуальность подтверждает совокупность факторов:
Рост количества публикуемых вакансий. По данным консалтинговой компании «Яков и Партнеры», с 2018 года показатель вырос на 82%. Очевидно, это свидетельствует об увеличении спроса на работников, причем идет он в разных отраслях и во всех регионах России.
Кратный рост предлагаемых зарплат. Эксперты подсчитали, что с 2018 года он составил 90%. Интересно, что зарплаты прирастали быстрее, чем инфляция, что тоже говорит об обострении конкуренции за кадры.
Рекордно низкий уровень безработицы. По данным Росстата, в октябре 2023 года показатель составил 2,9% — так существенно он не опускался за всю историю наблюдений с 1991 года.
Длительный срок закрытия вакансий. Совместное исследование hh.ru и «Яков и Партнеры» показало, что если в предыдущие периоды удавалось подбирать подходящих кандидатов на большинство позиций за 2 месяца, то сейчас для этого требуется более трех месяцев.
Все цифры в совокупности говорят об одном — в России наблюдается дефицит кадров. Прогнозы экспертов неутешительны: дела будут лишь ухудшаться.
К 2030 году дефицит рабочей силы составит от 2 до 4 млн человек, причем острее всего будет не хватать специалистов с высоким и средним уровнем квалификации.
Лежащие на поверхности варианты — к примеру, привлечение мигрантов — не помогут в полной мере решить проблему: дефицит слишком велик. Бизнесу приходится искать новые подходы.
Технологичность
Один из принципов, который может помочь, — максимальная цифровизация бизнес-процессов. Действительно, в ситуации, когда квалифицированные специалисты на вес золота, последнее, чего хочет работодатель, — чтобы его сотрудники тратили время на рутинные, не требующие особых навыков операции.
Поэтому бизнес сегодня ориентирован на то, чтобы максимально освободить временные и творческие ресурсы работников и «бросить» их на решение действительно значимых задач.
Как этого добиться?
Через применение информационных технологий и перевод базовых процессов в цифру. При этом важно подходить к автоматизации с умом и для начала проанализировать, как идет работа сейчас, где находятся «бутылочные горлышки», какие задачи можно передать информационным системам или, к примеру, искусственному интеллекту. Неудивительно, что большую популярность приобретают технологии продвинутой аналитики.