Визит президента Владимира Путина в КНР приходится на период увеличения роли России для Китая в качестве партнера на фоне его экономического конфликта с США, отметил в интервью «Клубу Регионов» экономист, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец. Сейчас эксперт ждет углубления экономического, технологического и торгового сотрудничества.
– Первый после переизбрания Путина зарубежный визит именно в КНР – это просто дань уважения стратегическому партнеру России, или в Китае лидеры обсудят конкретные вещи, которые повлияют на экономику России в целом и регионов?
– Си Цзиньпин после того, как его переизбрали, первый визит совершил в Россию. Логично, что Путин в аналогичных условиях первый визит совершает в Китай. Но это не ритуальный визит. Многие боялись, что американцы договорятся с китайцами, чтобы те попытались надавить на Россию в рамках украинского конфликта, но они не договорились, о чем, в частности, говорит история про китайские электромобили, на ввоз которых в США ввели практически запретительные пошлины. В этих условиях, когда стало понятно, что Китай не договорился с Америкой, визит Путина должен определить направления развития. Последствия продолжения конфликта Америки и Китая – это, например, подвижки по строительству «Силы Сибири-2». Этот проект годами стоял, все ждали, пока китайцы изменят свою позицию, и вот мы видим, наконец, какой-то прогресс.
В условиях жесткой конфронтации Китая с США и Европой Россия становится для него гораздо более важным партнером, чем было раньше. Это, разумеется, будет иметь последствия для нашего экономического, технологического и торгового сотрудничества, российских приграничных регионов и так далее. Чего-то феерически прорывного я не жду, но то, что Китай определился с друзьями, врагами и приоритетами – это важный момент, который может сильно изменить повестку визита Путина в Китай.
– В рамках наших предыдущих взаимодействий с Китаем очень много говорилось о развороте на Восток. Что конкретно этого разворот дал российским регионам?
– Например, деревообрабатывающая промышленность, которая у нас в основном сосредоточена на западе, работала на западные рынки. Но Запад запретил импорт российской продукции деревообработки, в результате мы имеем переброс ее потоков на восток. Еще пример – автомобили. У нас китайских авто было очень мало, а теперь каждая вторая из новых проданных машин – китайская. Ну и третий пример – развитие БАМа и Транссиба. РЖД собирается потратить на их реконструкцию несколько миллиардов рублей – вот вам разворот на Восток в чистом виде.
– Возможна ли интенсификация этого разворота после визита Путина? Как обновление отношений России и Китая может отразиться на дальневосточных регионах, может, там губернаторов придется поменять под новые цели и задачи?
– Пусть Путин сначала съездит, а мы посмотрим, о чем они договорятся. Каких-то резких поворотов ждать не сто́ит. Сто́ит ждать дальнейшего развития, наращивания объемов поставок продукции, развития транспортных коридоров и так далее. Что касается регионов Дальнего Востока, то разворот на восток идет уже несколько лет, и если губернаторы устраивали президента до сих пор, то почему он должен менять их сейчас? Но в любом случае, кадровая политика – это вещь достаточно темная. Что же касается экономики, то очевидно, что в дальневосточных регионах резко повысились доходы и экономическая активность. То есть, разворот на Восток дает там конкретные результаты.