Представитель ГУР Украины Скибицкий заявил, что ВС РФ накапливает вооружение у Харькова и Сум.
Власти Украины никак не могут прийти к общему знаменателю по положению Харькова. Одни военачальники заявляют о скором наступлении России в этом направлении, другие остаются спокойными и говорят, что времени еще предостаточно и город в безопасности.
По оценкам представителя ГУР Вадима Скибицкого у границы с Харьковом сегодня стоит около 35 тыс. российских военных. По данным, якобы известным гуровцу, их количество планируют расширить до 50 тыс. или даже 70 тыс. человек уже в ближайшее время. Кроме того, говорит он, создаются «резервные дивизии от 15 тыс. до 20 тыс. человек», а базируются они сейчас якобы в центральной России, но готовы будут к переброске в нужный район. В виду этих факторов, Скибицкий уверен, что Россия готовится к наступлению в районе Харьковской и Сумской областей, и начнется оно вероятно «в конце мая — начале июня». Ранее о подобном заявлял командующий Сухопутными войсками ВСУ Александр Павлюк.
Однако, с соотечественниками не согласен глава Харьковской области Олег Синегубов. Он заявил о том, что «для открытия новой линии фронта» российской армии необходимо сосредоточить группировку не менее 100 тыс. военнослужащих, а такой возможности в виду ожесточенных боев на других направлениях, считает чиновник, у России якобы нет.
«Продолжаются активные боевые действия. Периодически враг меняет тактику, но в целом о возможности открытия новой линии фронта говорить пока рано», — сказал Синегубов.
Вопрос взятия Харькова — это в первую очередь вопрос безопасности границ России, считает профессор кафедры международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Артемий Рожнов.
«Брать Харьковщину необходимо, поскольку именно оттуда исходит постоянная угроза приграничным территориям РФ. Дабы обезопасить жителей приграничных российских регионов от непрекращающихся атак со стороны укронацистских террористов, нужно создавать по ту сторону границы многокилометровую "санитарную зону", ключевой составной частью которой и должен стать очищенный от украинских вооруженных формирований Харьков. Когда и как именно эта задача будет реализована, сказать трудно, но мне кажется, что армейское и высшее политическое руководство России уже прорабатывают детали будущей операции по освобождению Харькова», — пояснил он.
Кроме того, эксперт добавил, что Харьков — это русская земля, исконно русский город, поэтому оставлять проживающих там русских людей под укронацистской оккупацией просто недопустимо.
«Впрочем, возвращать домой нужно не только Харьковщину, но и другие русские земли, в свое время отторгнутые от России и втиснутые в искусственно созданную "Украину" — всю территорию по левому берегу Днепра, а также находящиеся на правом берегу территории Запорожской, Херсонской, Николаевской, Днепропетровской и Кировоградской областей, всю Одесскую область и, конечно, Киев», — заключил он.
Замруководителя департамента международных отношений НИУ ВШЭ, руководитель Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Дмитрий Новиков согласен с тем, что главная цель сосредоточения российских войск на харьковском направлении — обеспечение безопасности границы. И только при определенном стечении обстоятельств можно будет говорить о полном освобождении города военным путем.
«Относительно целей российского летнего наступления, в публичном поле действительно активно обсуждается, что его целью может быть Харьков. Однако, я бы относился к таким прогнозам с осторожностью. Взятие такого крупного города — очень сложная операция, требующая больших ресурсов. Вспомните борьбу за сирийский Алеппо — бои шли многие месяцы и даже годы при несоразмерно меньших по сравнению с украинской регулярной армией силах боевиков, там засевших. Полагаю, что взятие Харькова будет возможно только про полном развале фронта, а может и всей системы украинского военно-политического управления, в результате чего город просто сдастся сам. Рассчитывать на это я бы не стал. Скорее всего, ключевая цель кампании — обеспечение безопасности российских приграничных регионов, для чего необходимо как минимум отодвинуть линию фронта. Впрочем, увидим», — добавил он.