Руководство Ирана взяло курс на недопущение разрастания израильско-палестинского противостояния на другие арабские государства
Юрий Веселов, военный обозреватель
Военно-политическая обстановка в Сирийской Арабской Республике (САР) и вокруг нее остается сложной, хотя напряженность в последнее время несколько снизилась. Израиль продолжает наносить ракетные удары с использованием боевой авиации по сирийским военным объектам. Вместе интенсивность налетов заметно ослабла. Этому есть несколько причин.
Главной является активизация военно-дипломатической деятельности России в регионе, что позволило значительно снизить остроту напряженности между Израилем и Ираном после взаимного обмена ракетными ударами и избежать перспективу перерастания вооруженного конфликта между этими странами в региональную войну.
Президент России Владимир Путин, министры иностранных дел Сергей Лавров и обороны Сергей Шойгу в апреле в разгар израильско-иранской напряженности неоднократно беседовали по телефону с представителями высшего руководства Ирана, убеждая своего союзника воздержаться от дальнейшей эскалации напряженности на Ближнем и Среднем Востоке. Сразу после варварского удара Израиля по зданию генерального консульства Ирана в Дамаске по настоятельной просьбе российского военно-политического руководства в Тегеране было принято решение о массовой эвакуации из Сирии большого количества военнослужащих Корпуса Стражей исламской революции (КСИР), а также передислокации в Ирак лояльных Ирану иностранных шиитских милицейских формирований.
Данные меры продемонстрировали Израилю твердое намерение Ирана избежать прямого ввязывания в конфликт с палестинцами сектора Газа. Подразделения КСИР к концу апреля практически полностью были выведены из юго-восточных пригородов Дамаска, большинства сирийских военных объектов (военных аэродромов) в центральной части страны. Одновременно завершилась срочная эвакуация шиитских отрядов из южных районов САР.
Руководство российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии во второй половине апреля приступил к мероприятиям по увеличению наблюдательных постов на юге Сирии, доведя их общее количество с четырех до 14. В настоящее время большинство их размещено на склонах оккупированных Израилем сирийских Голанских высот в провинциях Аль-Кунейтра и Ас-Сувейда, а также по настоятельной просьбе муниципальных властей на западе и юге провинции Деръа.
Задачи наблюдения за обстановкой выполняют военнослужащие Российской гвардии, подразделения которой из Чеченской республики и Ингушетии в период с 2018 по 2020 годы постоянно присутствовали в данном регионе. По разрешению руководства Дамаска им, как и прежде, рекомендовано оказывать помощь местным органам власти в укреплении законности, оказании помощи в борьбе с преступностью, усилении пограничного режима с Иорданией, поддержании связей с центральным правительством, содействии в решении спорных вопросов, коммунальных проблем и другое.
Российские военные в период их прошлого нахождения завоевали признанное уважение и авторитет среди местного населения – шиитов, суннитов, друзов и христиан.
Следует отметить снижение боевой активности про-иранской шиитской военно-политической организации «Хизбалла» Ливана. В последнее время ливанские боевики уже не ежедневно обстреливают северные районы Израиля. И, если ранее по противнику наносился удар несколькими десятками реактивных снарядов, то теперь используются считанные единицы боеприпасов.
Сложная обстановка сохраняется на участке сирийско-ливанской границы на севере Ливана. Полыхнувшая война в Газе и последовавшее за ней резкое обострение обстановки в регионе привело к значительному осложнению криминальной ситуации на юге Сирии и севере Ливана. В сирийской провинции Деръа отмечается рост активности местных бандформирований, занятых подпольным производством синтетических наркотических веществ с последующей контрабандой их в соседнюю Иорданию.
Ливан, как это было в период гражданской войны, активизировалась деятельность криминала, занятого грабежами местного населения, воровством личного имущества, угоном автомашин и специальной техники. По свидетельству руководителя лондонской Обсерватории по правам человека в Сирии Рами Абдеррахмана, в противоправной деятельности к северу от ливанского города Триполи действуют организованные банды преступников, в большей части из числа беженцев палестинских лагерей. В связи с отсутствием в этом районе четкой пограничной полосы между Ливаном и Сирией и практически не охраняемой границы деревни по обе ее стороны превращены криминальными бандами в зоны торговли ворованными автомобилями и другим имуществом, которое переправляется на сирийскую территорию.
Силовые структуры обеих стран практически самоустранились от жесткого наведения порядка, передав эту функцию на откуп полиции, которая не в состоянии самостоятельно эффективно противостоять четко организованному криминалу.
Не лучше обстоят дела и в ливанской столице, где также отмечается рост криминальных преступлений. По этой причине наблюдается большой отток из Бейрута ливанских христиан в горные районы их компактного проживания.
В целом с большой долей уверенности можно предполагать отказ руководства Ирана от дальнейших действий, которые могут привести к распространению вооруженного конфликта за пределы территории палестинского сектора Газа.