Спустя 100 лет после смерти Ленина споры о нём продолжаются. Кто-то оценивает его как политического гения, перевернувшего в 1917 году всю мировую историю. Кто-то – как авантюриста, поставившего свои революционные идеи выше интересов страны.
Спустя 100 лет после смерти Ленина споры о нём продолжаются. Кто-то оценивает его как политического гения, перевернувшего в 1917 году всю мировую историю. Кто-то – как авантюриста, поставившего свои революционные идеи выше интересов страны.
Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:
Причина сохраняющегося интереса к фигуре Ленина понятна. В ходе социологических опросов многие россияне говорят о непредсказуемости будущего. Тревожные события последних лет, резкое ухудшение отношений с «коллективным Западом», беспрецедентный масштаб санкций – всё это порождает у людей беспокойство за судьбу своей страны и будущее своих детей. На этом фоне созданный советской пропагандой миф о Ленине, обещавшем народу неминуемое (и очень скорое) процветание, продолжает волновать воображение.
На прошедшей в апреле в Москве XIV Международной социологической Грушинской конференции многие эксперты говорили о растущей потребности россиян в «позитивной самоидентификации». Ленин такую самоидентификацию, в виде образа «нового советского человека», в сущности, и предлагал. И это, несмотря на все разочарования советским строем, крепко сидит в памяти россиян. Особенно у людей старшего поколения.
Как будут вспоминать?
Вот какие данные приводят социологи. 35% опрошенных россиян говорят, что «Ильич вывел страну на путь прогресса и справедливости». 11% считают, что он «повёл страну по ложному пути, что стало причиной многих бед». 6% отмечают, что создатель первого в истории социалистического государства был «жестоким человеком, пытавшимся преобразовать страну методами насилия».
А ведь после отмены цензуры достоянием общественности стали многие неприглядные факты из жизни Ильича, а также его склонность к той самой жестокости. Так, во время голода 1891–1892 годов он выступал против помощи голодающим: дескать, голод создаёт пролетариат и тем самым приближает революцию. Неудивительно, что целый ряд его работ в советские времена были исключены из собрания сочинений.
Тем не менее каждый десятый россиянин полагает, что ленинские идеи будут востребованы в будущем. А что касается места в истории, то, несмотря на всю противоречивость его наследия, 33% опрошенных считают, что о Ленине будут вспоминать как об основателе Советского государства. Негативных оценок намного меньше: лишь по 5% уверены, что со временем о Ленине будут говорить как об «удачливом политическом авантюристе» и как о «диктаторе, готовом жертвовать жизнями миллионов».
А вот будут ли считать «вождя мирового пролетариата» патриотом своей страны, учитывая, что Ленин открыто выступал за поражение России в Первой мировой? Ведь, по мнению Ильича, это должно было приблизить революцию и победу пролетариата.
Дошло до того, что в 2012 году в Институте российской истории РАН был поднят вопрос о проверке работ Ленина на наличие в них признаков экстремизма. Идея, правда, не нашла широкой поддержки.
Выносить или оставить
Предметом дискуссий остаётся и вопрос о Мавзолее. Оставлять в нём тело Ильича или перезахоронить на Волковском кладбище в Петербурге? Сторонники перезахоронения утверждают, что Ленин в Мавзолее «уже не тот», что там осталось не более 20% его тела, остальное – реконструкция. И напоминают, как был ликвидирован мавзолей испанского диктатора Франко. По мнению испанских политологов, перезахоронение Франко способ-ствовало преодолению внутреннего раскола в стране.
Что интересно: за то, чтобы оставить Ленина в Мавзолее, в последние годы высказывается даже больше людей, чем прежде. В 1997-м таких было 38%, сегодня – 45%. Возможно, россияне согласились с мнением Владимира Путина, который неоднократно заявлял, что с этим вопросом торопиться не следует. 27% респондентов ВЦИОМ считают: захоронить надо, но «не сейчас, а когда уйдёт поколение, для которого Ленин по-прежнему дорог».
При всех разногласиях по поводу фигуры Ленина нельзя отрицать тот факт, что он уже давно стал и для России, и для всего мира личностью исторической. В советские времена песни об Ильиче начинали петь ещё в детском саду. Звучали они и на всех праздничных концертах (я насчитал таких песен более 20). Собственно, в СССР практически не было композитора, который бы не написал своего произведения о том, что «Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой».
Маловероятно, что в России снова наступят времена, когда людей – взрослых и детей – будут заставлять петь песни о великих вождях. Пусть вожди (если они окажутся того достойны) живут в истории. А песни мы будем петь о дружбе, о любви. Ну и, конечно, о России...
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции