Увеличить скорость работы сотрудников ресторана, горничной и пилотов авиалайнеров удается за счет одних и тех же инструментов
Корпоративные центры опережающей подготовки начнут работать в 51 компании уже в ближайшее время. Они помогут обучить новых сотрудников и сократят непроизводственные потери. Выбор среди претендентов — участников национального проекта «Производительность труда» — сделали в Минэкономразвития.
Новые центры подготовки появятся в 28 регионах страны, сказал замглавы МЭР Мурат Керефов. По словам чиновника, эксперты Агентства развития навыков и профессий уже в ближайшее время придут на производства, сформируют корпоративные стандарты профессий, проведут аудит рабочих мест, создадут программы подготовки и повышения квалификации. На все это у них уйдет полгода. До конца года МЭР планирует организовать работу 111 таких центров.
Нацпроект «Производительность труда» направлен на достижение национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство». За счет его реализации темпы роста ВВП в России должны удержаться выше среднего мирового уровня при сохранении макроэкономической стабильности, а зарплаты и пенсии расти не ниже уровня инфляции. К нацпроекту уже присоединились участники из 85 регионов страны.
Сударь, оцените эффект
Сеть ресторанов домашней кухни «Теремок» с помощью экспертов Федерального центра компетенций (ФЦК) оптимизировала два производственных потока и функциональных направления. В результате производительность труда выросла на 25%. Теперь сотрудники сети ресторанов уже самостоятельно расширяют полученный опыт на другие процессы. С инструментами бережливого производства знакомятся сотрудники службы эксплуатации, кондитерского цеха, склада, кадровики.
Участие в нацпроекте «Производительность труда» уже позволило «Теремку» поднять уровень базового сервиса в ресторанах на четверть, увеличить скорость обслуживания гостей на 13,3%, производительность труда на одного сотрудника в час выросла на 8,8%, оптимизация рабочих процессов высвободила 873 рабочих часа в месяц на все заведения сети.
«Мы ставили цель ежегодно в течение трех лет повышать производительность сети ресторанов на 10%, сохраняя высокие показатели качества, вкуса и сервиса, — сказал гендиректор компании "Теремок" в Санкт-Петербурге Виталий Свидовский. — Уже видим, что движемся с опережением, за первый год рост составил 15%. В перспективе внедренные меры помогут сократить затраты, сэкономленные средства пойдут на развитие. Мы уже распространяем наработанные практики на разные направления деятельности — сферу обслуживания клиентов, производство и другие».
Три номера вместо двух
Инструменты бережливого производства оказались востребованы и в отелях, свидетельствует опыт сочинского отеля «Новотель Резорт Красная Поляна». Полтора года работы с экспертами регионального центра компетенций в рамках нацпроекта «Производительность труда» позволили на 30% увеличить эффективность работы горничных, на 15% сократить складские запасы.
В результате за то же время, за которое раньше к приезду новых гостей сотрудница успевала подготовить два номера, теперь управляется с тремя, затрачивая на одну комнату на 75 минут меньше. Это оборачивается сокращением издержек на 1,5 млн рублей в год, отпала необходимость привлекать сторонних подрядчиков.
Помимо этого в гостинице перешли на цифровую платформу, которая обеспечивает координацию между службами и подразделениями, оснастили персонал современным уборочным инвентарем и удобными тележками.
«Производительность повысилась, выросла культура обслуживания, — считает управляющий отеля Александр Павлюк. — Внедрять улучшения мы намерены и дальше. Наши сотрудники прошли комплексное обучение основам бережливого производства».
Небесные горизонты
Авиакомпания «Аврора» решает очень амбициозную задачу: в ее планах сократить подготовку самолета к вылету с 55 до 35 минут. Для этого надо повысить производительность труда наземного персонала на 40%. Если авиаторам вместе с экспертами ФЦК это удастся, то появится возможность увеличить число перевезенных пассажиров с 1 до 2 млн человек в год.
«Аврора» — уникальная для России авиакомпания. Она перевозит пассажиров между населенными пунктами Дальнего Востока, ее самолеты приземляются на Сахалине, Камчатке, Курильских островах, обеспечивают связь между островами и материком.
«Наша компания выполняет важную социальную функцию: осуществляет авиаперевозки в самые труднодоступные места на Дальнем Востоке, например, на Камчатку и Курилы, — говорит заместитель административного директора "Авроры" Дмитрий Лысак. — В качестве пилотного потока мы взяли процесс оптимизации подготовки воздушного судна DHC8-400 к вылету. Это небольшие ближнемагистральные турбовинтовые самолеты на 50–70 пассажиров, которые идеально подходят для небольших аэропортов на Дальнем Востоке. Благодаря работе с экспертами ФЦК мы сократили время обслуживания одного самолета с полутора часов до 55 минут, эта мера позволяет нам увеличить выручку на высвободившийся налет на 440 млн рублей в год».
Теперь авиакомпании предстоит еще больше сжать время проведения наземных процедур между рейсами. Попутно «Аврора» проводит цифровую трансформацию: ее параметры руководство перевозчика разработало при содействии экспертов ФЦК. Это тоже повысит эффективность работы.
Секреты успеха
Секрет повышения производительности труда экспертами ФЦК довольно прост и универсален. Они внедряют технологии бережливого производства: оптимизируют и стандартизируют производственные процессы, приводят в порядок рабочее пространство. В результате независимо от отрасли, в которой работает компания, сокращаются временные и финансовые затраты на производство, растет производительность труда. Теми же силами и ресурсами удается выпустить больше продукции за единицу времени, повысить ее качество и сократить долю брака.
Все это приводит к росту прибыли и, как следствие, повышению зарплат работников, улучшению условий их труда.
Сейчас к нацпроекту могут присоединиться компании из пяти несырьевых отраслей: обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и торговли.