За два дня в стране умерли три школьника на физре. Вроде, никогда смерть не собирала такую обильную жатву в столь короткий период. Подобные смерти всегда были эпизодическими. Почему так случилось?
За два дня в стране умерли три школьника на физре. Вроде, никогда смерть не собирала такую обильную жатву в столь короткий период. Подобные смерти всегда были эпизодическими. Почему так случилось?
Трагедии случились в Новосибирской, Ростовской и Свердловской областях.
Три смерти, и все будто под копирку
23 апреля сразу после тренировки по волейболу в городе Татарск под Новосибирском умер 13-летний подросток. «У детей шло занятие, когда этому мальчику внезапно стало плохо. Он упал, у него начались судороги, — сообщает КП-Новосибирск. — Ребенка пытался реанимировать тренер, но школьник не приходил в себя. Школьный охранник вызвала скорую помощь: медики были на месте примерно через шесть минут после вызова». Спасти мальчика не удалось. У него произошла остановка сердца. Причина этого пока выясняется.
На следующий день, 24 апреля, на уроке физкультуры в ростовском Донецке умер пятиклассник. В соцсетях сообщают, что мальчик наклонился завязать шнурок и упал без сознания. На помощь пришли учитель физкультуры и школьная медсестра — они пытались оказать ему помощь. Приехавшая скорая не смогла реанимировать ребенка. Он умер.
В этот же де день в Свердловской области в Асбесте умер 13-летний мальчик. Ученик восьмого класса на уроке физкультуры пробежал один круг по периметру спортивного зала, внезапно почувствовал себя плохо, сел на лавочку, а затем упал и потерял сознание.
Все случаи будто под копирку. И если ознакомится с подобными трагедиями, случившимися ранее, они тоже будут происходить как будто по единому сценарию. Что же происходит с детьми на физкультуре, и кто автор этой драмы?
Как это выглядит без эмоций
Если посмотреть на все это трезво, то вот основные факты, связанные с такими случаями.
Официальной статистики по этим смертям не ведется, но по данным, озвученным министром образования Ольгой Васильевой, в России в 2018 году на уроках физкультуры умерли 211 школьников. Получается, что школьники должны умирать на физре чуть ли не каждый день (в среднем 1 смерть в 1,7 дня). Читаем же в новостях мы о единичных трагедиях. Но далеко не все они попадают в СМИ. И в этом свете три смерти за два дня не кажутся фантастическими.
Причина подобных трагедий специалистам хорошо понятна. Это так называемая аритмогенная смерть. Внезапная остановка сердца вызывается аритмией (нарушением ритма сердца). Так бывает при врожденной патологии сердца, и часто первым проявлением болезни становится такая внезапная смерть.
Можно ли выявить такие заболевания заблаговременно? Только в крайне редких случаях. Исследования не самые простые, и проводить их ребенку, который по всем показателям вроде бы здоров, не имеет смысла. Нельзя же прогнать через такую диагностику всех детей.
Когда возможна ранняя диагностика?
Однако у некоторых ее поймать можно. Например, в отдельных случаях есть специфический признак на электрокардиограмме (ЭКГ), его называют удлиненным интервалом КуТе (QT). Но даже, когда он явный, по злой иронии судьбы его обычно пропускают. Так исторически сложилось, что у нас не придают большого значения малым симптомам ЭКГ, считая их вариантом нормы. И сломать этот стереотип в образовании специалистов пока не удается. Но подчеркнем, так можно заподозрить опасную скрытую болезнь только у некоторых.
Еще важно обращать внимание на обмороки. Некоторые из них могут быть из-за таких аритмий. Дальше необходимо углубленное и совсем небанальное исследование у детского кардиолога. Однако по старой медицинской традиции таких детей у нас направляют к неврологам. Почти в 100% случаев им ставят вегетососудистую дистонию (при ней обмороки тоже могут быть). Но если диагноз поставлен неправильно, то смерти в школе это не предотвратит.
Также такие опасные диагнозы нередко «ловят» у молодых перспективных спортсменов, которых обследуют вдоль и поперек.
Что делать известно
Как показывает мировой опыт, половину трагедий можно предотвратить, «подстелив соломку» — установив в школах автоматические дефибрилляторы (они абсолютно безопасны) и обучив несколько человек из педагогического состава основам сердечно-легочной реанимации.
В новостях сообщается, что в двух случаях из трех школьнику пытались провести реанимацию прямо в школе. И это очень хорошо. Как правило, просто вызывают «скорую» и ждут. Такое пассивное поведение для ребенка почти всегда заканчивается фатально. Спасти его можно максимум в первые 10 минут после остановки сердца. Даже если медики приедут очень быстро, то первые минуты, самые благоприятные для реанимации, будут потеряны. В это время непрямой массаж сердца должны начать делать окружающие. Это обязательное правило.
Почему же они не помогли в этих двух случаях? Мы не знаем, насколько правильно они действовали. Обучали ли их? В одном случае в Свердловской области, если осудить по описанию в СМИ, были явные ошибки: «Учительница, увидев, что мальчику плохо, вынесла его на свежий воздух, вызвала "скорую", после чего стала оказывать ему первую медицинскую помощь — делать искусственное дыхание». Правильнее было сразу делать непрямой массаж сердца, а кто-то другой в это время должен был вызывать скорую помощь.
Посмертные ошибки
К сожалению, очень часто совершается ошибка уже и после смерти. Об этом aif.ru ранее рассказывала врач-генетик, кандидат медицинских наук Виктория Румянцева. Поскольку большинство заболеваний имеет наследственную природу, то необходимо провести генетическое исследование погибшего. Если у него будут обнаружены мутации, типичные для некоторых заболеваний, то подобные исследования нужны и всем близким родственникам. У них тоже могут быть такие мутации, и значит, есть риск внезапной смерти — она бывает и у взрослых. Были трагедии, когда так внезапно умирали несколько детей в семье или ребенок и кто-то из родителей. Важно понимать, что такое исследование возможно даже спустя много лет после смерти. Ведь ткани человека, полученные на вскрытии, хранятся очень долго. Из них можно выделить ДНК для генетического тестирования.
Важно такое исследование и всем, у кого выявлены специфические изменения ЭКГ (синдромы удлиненного или укороченного QT, синдром Бругада, желудочковые тахикардии и некоторые др.). Не будет лишним оно и при обмороках. А также в семьях, где были случаи внезапной смерти в возрасте до 55 лет, причины которой не выяснены. Это значит, что у погибшего не было тромбов, инфаркта, инсульта или других явных изменений, способных вызвать смерть. То есть, это такая «смерть без причины».
Первое генетическое исследование в семье стоит недешево, несколько десятков тысяч рублей. Но остальные будут существенно дешевое — несколько тысяч. Ведь их нужно проводить по сокращенной программе — искать мутацию надо целенаправленно, только в одном конкретном гене, а не во всем геноме.
Важно понимать, что цена таких исследований — спасенные жизни.