С 1 мая вступает в силу новый порядок приёма в вузы на целевое обучение. Он призван заменить прежнюю «блатную конструкцию». Решит ли это проблему с нехваткой врачей, учителей и инженеров?
С 1 мая вступает в силу новый порядок приёма в вузы на целевое обучение. Он призван заменить прежнюю «блатную конструкцию». Решит ли это проблему с нехваткой врачей, учителей и инженеров?
Лазейка для немногих
С каждым годом под целевых студентов отдают всё больше бюджетных мест. Так, в прошлом году на инженерные, медицинские и педагогические специальности было принято более 48,7 тыс. человек.
Что значит поступить в вуз или колледж по целевому набору? Абитуриент получает направление на учёбу от предприятия (учреждения, местных органов власти) и после завершения обучения должен отработать в направившей его организации от 3 до 5 лет. При этом зачисляют на бюджет на льготных условиях — конкурс по целевому набору отдельный, а баллы ЕГЭ существенно ниже проходных. Этим способом нередко пользовались дети региональных чиновников, чтобы поступить в престижные столичные вузы, куда они не могли пройти со своими баллами по основному конкурсу. Обычные выпускники о количестве мест и квот зачастую не слышали.
Говоря о необходимости разработать более прозрачный механизм, председатель Госдумы Вячеслав Володин назвал нынешнюю схему «блатной конструкцией», а депутаты поручили Счётной палате проверить, сколько целевиков отрабатывают свою учёбу.
Что изменится
Какие же изменения произойдут с мая? «Заказчики целевого обучения будут размещать предложения на Единой цифровой платформе "Работа России". Абитуриенты смогут получить информацию об организациях, которые готовы заключить договор о целевом обучении. В свою очередь, у компаний будет возможность выбрать наиболее подготовленных молодых людей, так как договор о целевом обучении будет заключаться уже после зачисления человека в вуз», — объяснили в Минобрнауки.
«Хорошо, что сделали список целевых вакансий общедоступным. Любой может посмотреть, принять решение, заключить контракт. Но проблему это не решает, — считает ведущий научный сотрудник Карельского научного центра РАН, профессор Александр Иванов. — Например, на медицинские специальности у нас почти 90% набора отдаётся под целевиков. Но часть мест не заполняется. Хотя и конкурс другой, и баллы ниже — не хотят идти! Незаполненные места переходят на общий конкурс, который изначально запредельный, ведь из этих 10% ещё часть отдаётся победителям олимпиад, участникам СВО и т. д.»
Не хотят идти, потому что средняя зарплата выпускников, обучившихся в вузе по целевому направлению, на 22,4% ниже, чем у остальных. Всё просто: целевик для организации почти на положении раба — раз обязан отработать, то можно меньше платить и поручать работу, которую никто не хочет делать... Показателен пример здравоохранения. По данным Минздрава, в 2023 году почти 40% выпускников медвузов, обучавшихся по целевым договорам, не исполнили свои обязательства по отработке. Среди выпускников ординатуры таких треть. Два года учиться в ординатуре необязательно, но она даёт преимущества во врачебной карьере. Поступить же туда на бюджет крайне сложно. 100% мест по таким специальностям, как акушерство и гинекология, хирургия, педиатрия, аллергология и иммунология, отдали под целевиков. Остальные — платно. То есть даже выпускник медвуза с красным дипломом не поступит бесплатно в ординатуру, не заключив договор на целевое обучение с обязательствами отработки. В итоге в прошлом году в медвузах в ординатуре остались вакантными 795 бюджетных мест.
«Не надо думать, что контракт связывает человека, — считает Иванов. — Одно дело изначально поступить на платное отделение, заплатив большие деньги. А другое — пойти на целевое обучение, имея в виду, что можно заплатить за него потом, если решишь не отрабатывать. С учётом инфляции заплатить за обучение по старым ценам окажется выгоднее. А может, и вообще не придётся платить — мало ли как повернётся потом ситуация».
По закону есть и уважительные причины для отказа от отработки после контракта: декретный отпуск, замужество с военным и переезд в другой город по служебной необходимости, уход за родителями или детьми с инвалидностью.
Ни качества, ни количества
Вместо насыщения регионов кадрами новая система может привести к «оттоку мозгов» с периферии. «Многие хотят выучиться в Москве или Питере и там остаться, — говорит Иванов. — Сейчас, когда всё будет открыто, абитуриент сможет посмотреть все вакансии работодателей, выбрать столичный вуз. Поступление по целевому набору гарантирует зачисление, и вот он уже "в дамках", даже со своими дохленькими баллами по ЕГЭ... А придётся ли возвращаться в регион отрабатывать, потом будет видно».
Есть и более серьёзный вопрос — качество знаний таких студентов. Сегодня абитуриенты приходят в вузы и так слабо подготовленные по химии, математике, физике. Можно набрать ещё больше людей на целевые места, с ещё более низкими баллами. Но их же выучить надо, чтобы они смогли работать инженерами и врачами! А это очень непросто.
Как получить место по квоте
Марина Власова, мама студентки медвуза:
— Дочь поступала по целевой квоте в 2021 году. Чтобы получить место, нужно пройти конкурс внутри своего района. Учитывались оценки в аттестате, участие в олимпиадах, другие достижения. Выбрать можно только один вуз и только одно направление в нём. После получения результатов ЕГЭ был конкурс в рамках этой квоты (если целевых мест меньше, чем желающих, то организация-заказчик выбирает тех, у кого выше баллы). Наконец, в самом вузе нужно было преодолеть пороговые значения ЕГЭ. Но и поступив, нельзя расслабляться. Например, в одном из наших ведущих медвузов не очень любят целевиков и всеми силами пытаются их выжить и отчислить прямо с 1-го курса.
Опыт Минска
В Беларуси все выпускники-бюджетники обязаны после вуза отработать 2 года по распределению. Для врачей и учителей в белорусских вузах с 2024 года почти нет платных мест, на 90% это бюджет.