Героической борьбы с паводком, оставившим тысячи людей без крыши над головой, могло бы и не быть, если бы работала система планового реагирования на природные явления
Перерастание явления природы в стихийные бедствия в России происходит из-за того, что у нес нет единой системы планового реагирования на такие ситуации, считает к.э.н., глава общественного совета при Рослесхозе Владимир Морозов. Это мешает вести эффективную профилактику и успешно защищаться что от паводков, что от лесных пожаров, добавляет он.
«Нам надо вернуться к централизации, в СССР была работающая единая система управления в области безопасности водных и других природных ресурсов, — объясняет Морозов. — Научный прогноз и профилактика спасали от многочисленных жертв, разрушений и бесконечных государственных издержек по ликвидации последствий природных, а сейчас во многом и рукотворных, катаклизмов».
В случае с паводком на Урале значительная часть разрушений возникла из-за того, что дамбы и защитные сооружения не были своевременно проверены, контроль за их надлежащим техническим состоянием был упущен, продолжает эксперт. Пришла вода — и они не смогли сдержать паводок. А к жителям оренбургского поселка, которые сами на свои деньги возвели мини-дамбу, чтобы защитить свои дома, теперь предъявляют претензии чиновники Ростехнадзора, мол, возведенное ими сооружение — самострой, никаких разрешений на возведение они не получали.
«Логично, что у людей возникли встречные вопросы к самому Ростехнадзору и Минприроды о недолжном контроле за "надлежащим техническим состоянием дамбы", которую прорвало, а также к ответственным лицам в связи с "несвоевременно принятыми мерам"», — говорит Морозов.
Чтобы и дальше любые явления природы, особенно сезонные, не могли застать нас врасплох, надо вернутся к централизации управления природными ресурсами, предлагает эксперт. В том числе восстановить единую водохозяйственную систему страны.
«Сейчас в одном Минприроды сведены на уровне федеральных агентств все направления природопользования, которые в советский период нашей истории были самостоятельными союзными министерствами с многочисленными научными институтами, исследовательскими лабораториями, — объясняет он. — А самое главное, была работающая единая система управления в области безопасности водных и других природных ресурсов».
Иначе добиться благополучной и безопасной жизни на всем огромном пространстве России будет невозможно, заключает Морозов. Не огонь лесных пожаров, так паводок каждого из нас непременно настигнет.