Пока на переработку попадает только треть старых автомобильных покрышек. Остальные валяются где попало и отравляют воздух, почву и воду.
Старая зимняя резина после смены ее на новый летний комплект обязательно должна попасть на переработку, сообщил директор Ассоциации «ЭкоШинСоюз» Сергей Подойников. Пока это происходит только с каждой третьей изношенной покрышкой, остальные в лучшем случае разлагаются на полигонах, выделяя больше сотни различных отравляющих веществ. Они разносятся в атмосфере, проникают в почву и воду, загрязняют окружающую среду.
Чтобы этого не происходило, достаточно отдать старые покрышки на переработку. Полный список всех пунктов приема есть на сайте сервиса «Уберу».
Ценное вторсырье
В естественной среде покрышки разлагаются больше ста лет, они токсичны и канцерогенны. Хорошая шина может спасти многие жизни, пока она крутится на диске колеса. И она же может загубить здоровье тысяч людей, если оставить ее валяться без дела. Попав на переработку, шина превратится в резиновую крошку для напольных покрытий спортивных и детских площадок, утеплители для домов и даже может стать частью новой машины. Такой подход предусматривает экономика замкнутого цикла, которую создают в рамках национального проекта «Экология».
«Переработка шин — важный шаг на пути к формированию экономики замкнутого цикла, которая предполагает эффективное использование ресурсов и минимизацию опасных отходов, — говорит Подойников. — В России ежегодно перерабатывается более 350 тыс. тонн изношенных шин. Это более 30% от общего числа отработанных покрышек. Переработка шин позволяет получить вторичное сырьё, которое можно использовать в производстве новых товаров, а также снижает потребность в добыче и использовании новых материалов».
При переработке шину разделяют на компоненты. Измельчают в резиновую крошку, извлекают текстильный корд и металл каркаса. Первая в основном идет на создание мягких покрытий, из текстильного корда получаются отличные утеплители и изоляционные материалы. Проволока же попадает на переплавку и снова становится ценным металлом.
В результате и природе грязи меньше, и вторичные ресурсы включены в оборот, и потребность в первичных углеводородах — нефти и газе — и руде, из которой выплавляют металл, сокращается.
Региональные различия
Утилизацией старых покрышек занимаются по всей стране, однако во многих регионах процесс устроен по-своему. В Брянской области для этого проводят экологическую акцию «Сдай шины — спаси бобра Брянщины!». Она продлится только до 15 апреля, тем, кто планирует расстаться с зимней резиной, надо успеть к этой дате заехать на шиномонтаж.
Комплект старых покрышек здесь готовы принять на мусоросортировочных комплексах в Брянске, Жуковке, Комаричах, Сураже или Трубчевске. Шины надо просто привезти и оставить в специальном бункере.
«Экологическая акция "Сдай шины — спаси бобра Брянщины!" уже стала традиционной, — констатирует главный эколог АО "Чистая планета" Татьяна Корытина. — Мы ее проводим два раза в год — весной и осенью. И с каждым разом в ней участвует все больше и больше жителей нашего региона. Это значит, что брянчане становятся более ответственными и культура обращения с отходами растет. Все сданные во время акции шины будут переработаны региональным оператором на экологически безопасной пиролизной установке и превратятся в полезную и востребованную в разных сферах промышленности продукцию — пиролизное масло и технический углерод».
В столице Бурятии акция начнется в апреле. В Улан-Удэ мероприятие называется «Город без покрышек». Собранные в прошлом году шины переработали в резиновую крошку, которую использовали при ремонте пешеходного моста рядом с городским рынком, чтобы любой мог убедиться — покрышки пошли на нужное и важное дело.
«Утилизация изношенных шин с дальнейшей переработкой в резиновую крошку и производство резиновой плитки позволяет добиться более глубокой переработки отходов и приближает к экономике замкнутого цикла», — прокомментировал гендиректор «Республиканского мусороперерабатывающего завода» Максим Базаров.
В Петербурге шины готовы принять экопункты, которые есть в каждом районе города. Они открыты круглый год, туда несут все виды опасных бытовых отходов: ртутные и светодиодные лампы, медицинские термометры, батарейки и аккумуляторы, старую технику, просроченные лекарства и многие другое. В сезон массового шиномонтажа значительную часть «добычи» экопунктов составляют именно покрышки.
«Петербург — один из первых регионов России, где была создана система сбора опасных отходов, — отметил председатель комитета по природопользованию Санкт-Петербурга Александр Герман. — Эту работу мы проводим с 2010 года. Помимо шин, принимаем широкий перечень фракций — от батареек и просроченных лекарств до крупногабаритной бытовой техники. Городская система пользуется популярностью у жителей: в прошлом году благодаря ее работе собрали 345 тонн опасных отходов — они не попали на полигон, не стали источником загрязнения окружающей среды. Автомобильные покрышки лидируют по массе из числа всех принимаемых опасных отходов — в 2023 году их собрали 128 тонн, хотя в 2022 году — всего 44 тонны. Приятно видеть, что люди узнают о работе системы и проявляют все больше сознательности».
В Тульской области действует постоянный экологический проект «Без покрышек 71». В регионе открыта 31 площадка по приему шин, откуда их забирают на утилизацию. Это позволяет защитить природу региона от сотни видов опасных веществ, объяснил председатель Тульской областной организации «Экологическая защита» Вадим Баранов.
Среди главных целей нацпроекта «Экология» — вдвое сократить захоронение мусора на полигонах к 2030 году, вовлечь в оборот все вторичные ресурсы, которые можно извлечь из отходов. Чтобы этого добиться, потребуется вклад каждого. Пока одни ищут технологии переработки или создают отрасль по извлечению вторичных ресурсов, всем остальным гражданам достаточно сделать две вещи: постоянно сортировать свой бытовой мусор и отправлять в специальные пункты такие нестандартные отходы, как старые автомобильные покрышки.