В арсенале гонителей веры аресты, обыски, облавы и захваты
Марина Харькова, журналист, Донецк
На Украине продолжаются гонения и притеснения православной церкви, священников и прихожан. 12 марта Служба безопасности Украины провела обыски у журналистов, работающих в церковных или околоцерковных СМИ – Союзе православных журналистов, а также у правозащитников и общественных активистов – представителей общественной организации «Миряне» и Центра правовой защиты Украинской Православной Церкви.
Четыре православных журналиста – Владимир Бобечко, Валерий Ступницкий, Андрей Овчаренко и протоиерей Сергий Чертилин были арестованы. Сейчас они содержатся в киевском СИЗО без права внесения залога для освобождения под подписку о невыезде. Еще нескольким православным общественникам были предъявлены обвинения в совершении преступлений разной степени тяжести, в том числе тех, за которые предусмотрено наказание в виде пожизненного лишения свободы. При этом пресс-служба СБУ цинично отчиталась о проведенной спецоперации по «ликвидации самой большой агентурной сети на Украине с начала полномасштабного вторжения». Украинские спецслужбисты обвинили арестованных в работе на «агрессора», мифических связях с ФСБ, государственной измене и в участии в преступной группировке.
Как сообщают адвокаты задержанных православных активистов, настоящая причина их ареста в том, что они оглашали неприятную правду о преступлениях киевского режима и подконтрольных ему националистов против православных канонической церкви. В частности, сообщалось, что представители раскольнической церкви Украины устроили захват храма Рождества Богородицы канонической церкви в Волынской области. Также православные журналисты рассказывали об арестах и гонениях на священнослужителей. Среди подобных фактов – задержание СБУ протоиерея Хустской епархии канонической Украинской православной церкви в Закарпатской области о. Иоанна, которого увезли в неизвестном направлении. Информацию подтвердил и уточнил и просветительский отдел УПЦ: «Когда отец Иоанн вышел из помещения, его схватили люди в балаклавах с оружием, увезли на автомобиле со специальными номерами. Также во время этих неправомерных действий была попытка задержания адвоката Николая Краила с целью препятствования осуществлению адвокатской деятельности».
После придания огласке этих и многих других неприглядных историй травли православных канонической церкви украинские спецслужбы арестовали и самих журналистов. А недавно в СБУ вновь отчитались о задержании ещё четверых священнослужителей УПЦ, которые тоже якобы «составляли российскую агентурную сеть и распространяли прокремлёвские нарративы». Более того, на днях в украинских СМИ прозвучали ещё и предложения одного из руководителей украинских спецслужб создать обменный фонд из арестованных священников, чтобы менять их на военнопленных. Таким образом в общество закинут своеобразный «пробный шар», чтобы оправдать любые репрессии против православных канонической церкви и заявить о допустимости обмена украинских граждан на украинских же пленных боевиков.
Кроме этого, аресты сотрудников Союза православных журналистов и церковных организаций могут быть связаны с подготовкой украинского парламента к принятию закона о фактическом запрете канонической Украинской православной церкви. Ссылаясь на ее связь с Россией, местные власти в разных регионах Украины приняли решения о запрете деятельности УПЦ. За два года было зафиксировано около ста решений местных властей о запрете деятельности религиозных организаций УПЦ. Местные советы Львовской, Ровенской, Кировоградской и Черновицкой областей призвали Верховную раду запретить УПЦ на территории страны. В итоге украинский парламент принял в первом чтении законопроект об ограничении деятельности УПЦ. Второе чтение пока отложено, но может возобновиться в любой момент.
Сейчас украинские власти проводят масштабную кампанию по притеснению УПЦ, что является беспрецедентным фактом вторжения государственных структур в духовную жизнь граждан. В отношении некоторых граждан Украины, представителей УПЦ, были введены санкции, а количество уголовных дел, заведенных СБУ против духовенства, растет в геометрической прогрессии. Так, под санкции подпали наместник Киево-Печерской лавры митрополит Вышгородский Павел (Лебедь), находящийся на покое митрополит Иосиф (Масленников), управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварский Антоний (Паканич), председатель отдела внешних церковных связей УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий (Егоренко) и другие иерархи и священнослужители УПЦ. Украинского гражданства были лишены 18 епископов и священнослужителей УПЦ. В их числе митрополиты Ионафан и Мелетий, митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней (Середний), наместник Свято-Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений (Яковенко), митрополит Хустский Марк (Петровцев), архиепископы Бучанский Пантелеймон (Бащук) и Арцизский Виктор (Быков) и другие.
Уголовному преследованию были подвергнуты митрополиты Васильковский Иоасаф (Губень), Тульчинский Ионафан (Елецких), Вышгородский Павел, митрополит Черкасский Феодосий (Снегирев) и др. В прошлом году украинский суд приговорил к 7 годам тюрьмы по обвинению в сотрудничестве с Россией священника УПЦ, захваченного украинскими боевиками на подконтрольной им территории Краснолиманского района ДНР. Не только православные священники, но и последователи канонической православной церкви из числа обычных украинцев были брошены за решётку по надуманным предлогам. Украинский поэт и православный активист Ян Таксюр рассказал, что он был арестован на Украине и приговорен к 12 годам колонии за то, что в своей ТВ-программе говорил о гонениях на православие и нарушении прав верующих.
В храмах и монастырях в рамках так называемых «контрразведывательных мероприятий» постоянно идут обыски у епископов и священников, националисты ищут доказательства «антиукраинской деятельности». В частности, обыски проводились в двух монастырях Ровенской области, у епископа Тернопольской епархии, в Чернобуковинской епархии. Служба безопасности Украины проводит несколько сотен обысков в год в зданиях епархий УПЦ по всей Украине. Свои действия представители спецслужб оправдывают тем, что они уверены в причастности служителей церкви «к распространению идей, посягающих на территориальную целостность Украины, и разжигание религиозной розни». А в качестве улик приводят цитаты и призывы к миру в проповедях служителей церкви. При этом к незаконным и опасным для украинской государственности материалам, изъятым в монастырях, украинские спецслужбы относят исторические книги про Суворова и философские труды. А из города Николаев пришла информация, что там в церквях вообще начали запрещать верующим молиться на русском языке.
Каждую неделю на Украине происходят попытки захватов православных храмов. Например, недавно националисты предприняли попытку захвата Свято-Георгиевского храма УПЦ в селе Коцюбинское под Киевом. С места события прихожане сообщали о том, что нападавшие сломали двери и избили настоятеля храма, вытолкав его на улицу. Полиция при этом бездействовала. По данным главы юридической службы УПЦ, за прошлый год произошло около 300 рейдерских захватов общин УПЦ. Кроме того, зафиксировано 10 случаев вандализма в отношении православных храмов.
Дискриминация канонического православия на Украине началась с 2014 года и с каждым годом только усиливалась. А подготовка украинского режима с помощью закона полностью запретить в стране православную церковь канонического направления вызвала недоумение и осуждение даже со стороны высокопоставленных американских политиков. В частности,
Роберт Дестро, помощник госсекретаря США в 2017-2021 годах и один из важных членов внешнеполитической команды Дональда Трампа, резко раскритиковал законопроект 8731, который открывает дорогу к запрету Украинской православной церкви. «Законопроект 8731 - это издевательство над правами человека. Хотя это и представляется как мера «национальной безопасности», на самом деле, это закон, который налагает коллективное наказание на невинных прихожан, священников и приходские общины, единственным «преступлением» которых является исповедование веры, которую они знают с детства. При этом правительство Соединенных Штатов является соучастником этого издевательства, хотя оно должно его осудить. Соединенные Штаты не имеют права поддерживать нарушения прав человека в украинском государстве. Наоборот, США могли бы объявить Украину «страной, вызывающей особое беспокойство» в соответствии с нашим Законом о международной религиозной свободе», - заявил Роберт Дестро. По его мнению, закон не имеет никакого отношения к войне против России. Также американский политик считает, что готовый к принятию украинский законопроект – это, по сути, объявление войны лояльным православным украинским гражданам, которые серьезно относятся к обещанию свободы вероисповедания, закрепленному в Конституции Украины. «Только тоталитаристы заявляют, что их граждане являются предателями, потому что они отказываются признать государственный контроль над их религиозными убеждениями, практиками, ассоциациями или лидерами. В демократических странах лица, обвиняемые в совершении преступлений, невиновны, пока их вина не будет доказана в ходе публичного суда», - заключил Дестро. Таким образом американский политик открыто назвал режим Зеленского тоталитарным и деструктивным, что является тревожным сигналом для киевской власти.
Начали замечать очевидное и зарубежные патриархи. 17 марта во всех храмах Польской Православной Церкви было оглашено Великопостное послание Блаженнейшего Митрополита Варшавского и всея Польши Саввы. В нем митрополит упомянул о гонениях на Украине и трудной ситуации, в которой находится христианство. Тем временем все призывы и осуждение киевская власть игнорирует, окончательно встав на путь безбожия, раскола, вражды и тьмы. Судя по происходящему, этот процесс только набирает ход.