В сочинении-рассуждении на ЕГЭ по русскому языку теперь можно приводить примеры из комиксов, аниме и видеоигр для обоснования своей позиции. Неужели школьникам теперь можно вовсе не читать классику?
Примеры из комиксов, аниме и сюжетов видеоигр теперь можно использовать в качестве примеров в сочинении на ЕГЭ по русскому языку. Таковы новые критерии, которыми с 2024 года будут руководствоваться проверяющие экзаменационных работ. Новшество вызвало бурю возмущения в обществе. Выходит, Пушкина школьникам уже можно не читать? Однако на деле все не совсем так.
Аниме как пример-аргумент
«Сочинение-рассуждение в ЕГЭ по русскому языку пишется на основе предложенного в экзаменационном варианте фрагмента произведения советского и/или российского писателя, — разъяснили aif.ru в пресс-службе Рособрнадзора. — В 2024 г. в задание было включено новое требование — для обоснования своего отношения к выявленной экзаменуемым позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста включить пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт».
В ведомстве подчёркивают, что предлагаемые на ЕГЭ по русскому языку тексты для выполнения задания 27 (сочинение-рассуждение) по своей проблематике и идейному содержанию дают возможность выпускникам, прежде всего, обратиться к классическим форматам произведений литературы и искусства.
«При этом экзаменуемые свободны в выборе источника примеров-аргументов, — отмечают в Рособрнадзоре. — Выбор определяется уровнем духовного и социального развития, кругозором, сферой интересов конкретного человека. Наряду с фактами из собственной жизни экзаменуемого или жизни его близких, разнообразными литературными источниками (мифология, священные книги, произведения художественной, документальной, публицистической и научной литературы и др.), со ссылками на исторические личности и события, произведения искусства, участник экзамена для подтверждения выдвинутого тезиса в том числе может оперировать содержанием кинофильмов, произведениями на основе современных видов графического представления информации (компьютерная игра, аниме, манга, комикс и др.), которые являются частью социокультурного опыта человека в целом и конкретных старшеклассников».
А как будут проверять?
Но получается, теперь учителя, проверяющие такие работы, тоже должны знать содержание популярных аниме, комиксов, видеоигр?
«Личный опыт ознакомления с компьютерными играми и проч. для эксперта необязателен, — возражают в Рособрнадзоре. — При оценивании качества приводимой аргументации самым главным является соответствие обоснования содержанию исходного текста, а также соответствие выдвинутого тезиса, аргументационной составляющей привлечённого примера и пояснения к примеру-аргументу. Наличие фактических ошибок в приводимых участниками экзамена примерах-аргументах эксперт всегда может проверить, используя интернет, доступ к которому в помещениях предметной комиссии обеспечен».
Эксперты также напоминают, что для самостоятельной подготовки к ЕГЭ можно воспользоваться материалами на сайте Федерального института педагогических измерений. Они подготовлены на основе содержания образовательных программ и учебников, результатов экзамена прошлых лет, обобщения вопросов граждан по тематике подготовки к ЕГЭ по учебным предметам. Приведённая в тематическом разделе Навигатора самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2024 г. таблица содержит развернутую классификацию примеров-аргументов и отражает реальное разнообразие встречавшихся на ЕГЭ прошлых лет направлений обоснования собственного мнения.