Рассказываем, как легально зарабатывать с блога в 2024 году, чтобы не попасть под гнев правоохранителей, и какие налоговые изменения ждут нас к следующем 2025 году.
В какой момент блогер становится налогоплательщиком
Блогер — человек, который создает и публикует контент в соцсетях или иной онлайн-площадке, и имеет определенную аудиторию зрителей. Закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и приказ от 09.07.2014 Роскомнадзора регламентирует, что блогером можно называть инфлюенсера, который привлекает в сутки на свою страничку более 3 000 пользователей сети.
Всякий ли блогер — предприниматель?
Нет, но становится им, как только начинает получать коммерческую выгоду от блога, то есть взаимодействовать с рекламодателями и подрядчиками, продавать свои продукты подписчикам, а также нанимает сотрудников в помощь, например, ассистента, копирайтера, видеографа.
Маркетплейс нативных интеграций в Телеграм Telega.in — помощь в поиске целевой аудитории и запуске эффективной рекламы, которая принесет рост блога и реальные продажи.
Продвижение в Telega.in уже заказывают: Учи.ру, Sunlight, Boxberry, ВкусВилл и другие крупные бренды.
Какие налоги платит блогер
Как и любой субъект бизнеса, блогер может выбрать наиболее подходящую организационно-правовую форму — ИП, ООО или статус самозанятого, и систему налогообложения. И впоследствии, по мере развития и роста блога выбор свой можно изменить.
Вариант 1. Например, в самом начале предпринимательского пути, когда сумма доходов еще незначительная, гражданин вправе обойтись вовсе без оформления, то есть выступать в сделках какфизическое лицо. Гражданским кодексом заключение договоров между организациями и физлицами не запрещено. Однако с доходов придется честно платить НДФЛ и заполнять для налоговой ежегодную декларацию.
Вариант 2. Второй возможный вариант — получить статус самозанятого и платить налог на профессиональный доход (НПД). Оформление занимает пару минут: достаточно установить на смартфон программу «Мой налог» и пройти регистрацию. Отчетность подавать не нужно, поэтому не придется нанимать бухгалтера. Единственная формальность — чеки. Их составляют после каждой оплаты и отправляют клиенту прямо из приложения. Ставка налога при получении вознаграждения от компаний — 6%, а с прибыли от физлиц — 4%.
Основные требования закона к самозанятым:
нет наемных сотрудников;
доход за год не превышает 2,4 млн руб. в год.
Вариант 3. Если блогерская активность позволяет заработать больше указанной суммы, и инфлюенсер сотрудничает с серьезными брендами, нанимает помощников, целесообразно получитьстатус индивидуального предпринимателя (ИП) или открыть компанию (ООО).
В чем разница?
Основное отличие: ИП отвечает по долгам своим личным имуществом, а ООО — лишь в пределах уставного капитала (необходимый минимум — 10 000 руб.).
Минус: в случае налоговых или административных правонарушений ответственность для организаций гораздо выше, чем для ИП. Например, штраф за нарушение маркировки рекламы составляет 30-100 тыс. руб. для граждан, а для ООО — 200-500 тыс. руб.
Как правило, если количество подписчиков превышает 100 000 человек, инфлюенсеру просто необходимо перейти от самозанятости в статус ИП или открыть фирму. Иначе сотрудничество с крупными рекламодателями будет ограничено, ведь агентствам нужны конкретные гарантии исполнения обязательств по договору.
Telega.in предполагает автоматическую маркировку рекламы, в соответствии с требованиями Роскомнадзора. Взаимодействие с клиентами по ЭДО: предоставление счетов и актов. Абсолютная прозрачность для налоговых органов.
Теперь, что касается выбора системы налогообложения для блогера — индивидуального предпринимателя. Если годовая выручка — до 265,8 млн руб. (в 2024 году) и численность сотрудников — не более 130 человек, целесообразно применять УСН (упрощенную систему налогообложения).
Преимущества «упрощенки»:
минимум налоговой отчетности — одна декларация раз в год;
возможность выбрать налоговую базу и ставку — 15% для режима «доходы минус расходы» или 6%, если налог уплачивается только с «доходов»;
низкая фискальная нагрузка по сравнению с ОСНО.
Ежегодно Минэкономразвития увеличивает предельные лимиты, чтобы большее количество ИП могли оставаться на УСН и не прибегать к дроблению бизнеса. Напомним, именно за незаконное деление компаний в прошлом году блогеры были привлечены к ответственности.
НаОСНО (общую систему налогообложения) инфлюенсеру придется перейти, если сумма выручки за 2024 год превысит 265,8 млн руб. Там уже необходимо платить в бюджет и НДС, и налог на прибыль, НДФЛ за сотрудников и прочие взносы.
Сравним в таблице два режима налогообложения, доступных блогерам-предпринимателям (ИП или владельцам ООО).
| Налоговая система |
УСН (упрощенка) | ОСНО (основной режим) |
Ставка налога | | Сразу три налога: |
Отчетность | | |
Лимиты | годовая выручка до 265,8 млн руб.; 130 человек нанятого персонала; остаточная стоимость ОС — не более 150 млн руб.; некоторые ограничения на виды деятельности.
| отсутствуют |
Нативные размещения в Телеграм: проверенные вручную каналы и боты
Мы помогаем найти целевую аудиторию в Telegram и запускать эффективные интеграции
Особенности деятельности блогера, которые влияют на налогообложение
При выборе режима налогообложения стоит обратить внимание на некоторые нюансы, которые позволят сэкономить на выплатах в бюджет.
1. Деятельность инфлюенсера не предполагает «объемной» расходной части.
Доля постоянных затрат, как правило, значительно ниже, чем в обычном офлайн-бизнесе: в сфере производства или оказания услуг населению. Блогер не вкладывается в закупку материалов, аренду офиса и выплату зарплаты коллективу сотрудников. Поэтому целесообразно на системе УСН выбрать режим «доходы» — под 6% от выручки.
2. В налоговую базу не включаются «донаты» — добровольные безвозмездные пожертвования автору цифрового контента.
Если же собственник аккаунта на онлайн-платформе предоставляет зрителям доступ к эксклюзивной информации (например, из-за ограничений Youtube распространение получил ресурс Boosty) — это уже не дар, а доход. С таких платежей уплатить налог придется.
3. Многие блогеры, помимо основного вида деятельности, проводят обучение среди своих подписчиков.
Они не просто делятся советами и «лайфхаками» по теме блога, а организовывают курсы, продают гайды и т.д. Если занятия проводит сам автор в статусе ИП, без наемных сотрудников — образовательная лицензия не нужна. Однако если речь идет об открытии онлайн-школы со штатом преподавателей и выдачей дипломов студентам, то отсутствие государственной лицензии будет нарушением.
Налогообложение блогеров с 2025 года
С 1 января 2025 года доходы блогеров, которые они получают от деятельности в российских сегментах иностранных организаций и цифровых платформ, будут приравниваться к доходам от источников в РФ (закон 31.07.2023 № 389-ФЗ).
Что это значит?
Иностранные организации обязаны в течение 2024 года встать на учет в ФНС в качестве налоговых агентов и удерживать в будущем НДФЛ, при выполнении хотя бы одного из трех условий:
доход получен физлицом — гражданином РФ;
доход поступает на банковскую карту, открытую на территории РФ;
доход получен от российской организации, ИП или обособленного подразделения иностранной компании в России.
Ожидаемо, фискалы еще не скоро перенесут фокус повышенного внимания с блогосферы. Слишком много нарушений налогового законодательства оставались незамеченными в последние годы, а госбюджет «истощался» на недоплаченные миллионы. Поэтому всем авторам цифрового контента рекомендуется «выйти из тени» и перевести свою деятельность в правовое поле.
Развивать свой бизнес-блог в 2024 году — лучше через проверенные и надежные каналы!
Telega.in — автоматизированная система закупки рекламы в Telegram. Бесплатная автоматическая маркировка, гарантия безопасных сделок, закрывающие документы и помощь персонального менеджера.
68% ваших потенциальных клиентов ежедневно открывают Телеграм — пора привлечь их внимание!
Узнайте, как создавать рекламу, которая превратит подписчиков Телеграм-каналов в ваших лояльных клиентов — быстро, эффективно и без лишних хлопот
Получите доступ к бесплатному чек-листу с 15 проверенными лайфхаками от ведущих экспертов Telega.in
Заполните форму, чтобы получить чек-лист на e-mail и сделать апгрейд вашей рекламной стратегии уже сегодня:
Реклама: ООО «Телекот», ИНН 9707003203, erid: LjN8KGkAD