В этом году выпускников школ ждёт революционное новшество: один экзамен можно будет пересдать для улучшения оценки. Однако реализация реформы сулит немало негативных последствий. Каких?
Рособрнадзор разъяснил, как он будет реализовывать предложение президента дать возможность выпускникам пересдать ЕГЭ для улучшения оценки. Разрешат пересдавать только один предмет. После пересдачи прежний результат аннулируют, даже если он окажется выше, чем баллы полученные со второй попытки.
К чему может привести такой подход и с чем придётся столкнуться выпускникам уже в этом году? Своим мнением с aif.ru поделился профессор Российского государственного педагогического университета им. Герцена, член рабочей группы по образованию Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Рукшин.
Первое последствие — неравная ситуация в отношении разных предметов.
До сих пор обязательный экзамен по математике и русскому языку в этом же году можно было пересдавать только в случае получения неудовлетворительной оценки. Было бы более понятно и логично — подчеркиваю, не хорошо и не правильно, а именно понятно и хотя бы логично — если бы экзамен по выбору касалась та же ситуация. То есть двойки пересдаются. Тогда по отношению ко всем предметам, которые выполняют конкурсную роль — русскому, математике и экзамену по выбору ситуация была бы одинакова. А сейчас у нас появилась разница. Если математику и русский пересдавать можно только в случае двойки, то экзамен по выбору можно пересдавать для повышения оценки. Чем объяснить и оправдать подобную разницу — ответить на этот вопрос ни школьникам, ни родителям не удается. Разные требования к разным предметам кажутся странными.
Второе последствие — единый экзамен уже не един?
Давайте вспомним, что ЕГЭ у нас вводился и позиционируется как единый и с точки зрения получения аттестата за школу, и с точки зрения поступления в вузы. И тут вдруг выясняется, что конкурсный экзамен можно пересдавать и улучшать оценку. Причем не любой. Математику и русский для улучшения пересдавать нельзя.
Третье последствие — увеличение стресса и запутывание конкурсной ситуации при поступлении в вузы.
Судя по озвученным правилам, ребенок не может выбрать лучшую из двух оценок. Поэтому, идя на пересдачу, он рискует получить оценку ниже или вообще двойку и пролететь мимо вуза. И это будет совершенно несправедливо. Мучительные раздумывания над вопросом — идти или нет на пересдачу — только добавят стресса. Мы же, вводя ЕГЭ, гордились тем, что теперь мы лишаем ребенка стресса повторных экзаменов.
Если раньше человек после сдачи трех экзаменов понимал, на какой вуз может рассчитывать, и подавал туда заявку, то теперь ничего не будет ясно до завершения пересдачи. И если выпускник N, пересдав экзамен, сможет набрать больше баллов, то обойдет его в конкурсных списках, и придётся выбирать другой вуз.
Это запутывает и приемные комиссии вузов. Потому что совершенно непонятно, как успеть провести приём с этими новыми и старыми баллами. Со стороны это выглядит так: сегодня ты двоечник, у тебя меньше 40 баллов, ты наш вуз не устраиваешь, мы у тебя даже документы не возьмем, а завтра ты пересдал и уже наш студент.
Четвертое последствие — неравные условия сдачи.
Баллы ЕГЭ — это вещь, которой можно манипулировать. Задания ЕГЭ не всегда бывают одинаковой трудности. Они зависят от варианта, региона, еще чего-то. Ситуация конкурсная и так несправедлива. Но если раньше при всех дефектах приемных комиссий вузов вступительные экзамены принимали одни и те же люди по одним и тем же вопросам, то теперь получается, что мы должны учитывать варианты разной трудности и баллы, набранные в разных условиях. Сделаем вариант полегче — народу покатят лишние баллы, повысится оценка. Сделаем вариант потруднее и придётся объяснять школьникам: а вот неповадно было пересдавать.
Пятое последствие — увеличение расходов на репетиторов.
Ежели можно пересдавать, то родители наверняка наймут репетитора ради пересдачи. И господа репетиторы продлят себе период зарабатывания денег на отпуск при нашей не очень богатой основной педагогической профессии. За две недели до пересдачи человек выучит предмет, который раньше не знал? Такая ситуация кажется странной.
Шестое последствие — очевидная демонстрация дефекта ЕГЭ.
Главная проблема — это не пересдача и правила ЕГЭ, а сам ЕГЭ. Он настолько переформатировал среднюю школу, с его базовым вариантом по математике, который могут написать пятиклассники, с остальными дефектами, что школьное образование превратилось в странные курсы по подготовке в вуз с непонятными правилами сдачи этих курсов. И все попытки усовершенствовать правила и механизм ЕГЭ только окончательно объясняют нам дефект ЕГЭ как системы единого экзамена и для получения школьного аттестата, и как пропуска в вуз.