Полиция, Следственный комитет и волонтеры ищут пропавших Екатерину Елисееву и ее 8-летнего сына Арсения. Последнее фото с ребенком женщина прислала родным с Красной площади. В сентябре. Бабушка Арсения обратилась за помощью к aif.ru.
С сентября столичная полиция, Следственный комитет РФ и волонтеры ищут пропавших Екатерину Елисееву и ее 8-летнего сына Арсения. Последнее фото с ребенком женщина прислала с Красной площади. Как выяснилось в процессе поисков, они попали в экстремистскую организацию «Граждане СССР»*.
Крик о помощи
Бабушка маленького Арсения, Ирина Елисеева, показывает фотографии внука. Вот он уроке по безопасности дорожного движения в детском саду, с улыбкой стоит, одетый в полицейскую фуражку и светоотражающий жилет. На другом снимке прыгает на батуте, на третьем позирует за столом с пасхальными куличами. Светлый, радостный ребенок.
«А вот это скрин с видео из той организации, которое мы увидели в Сети осенью, — говорит Ирина aif.ru — Ее члены идут по пустоши Крестным ходом, и вот видите, оглянулся мальчик в синей шапочке с привязанной веревкой к шее деревянной иконой? Это Сеня. Словно на нас смотрит и молча кричит о помощи».
На том изображении Арсений совсем не такой, как на фото из дома. Словно тень осталась от прежде улыбающегося, крепкого, румяного пацаненка. Лицо бледное, застывшее, глаза смотрят с болью и мукой. На момент этой сьемки мальчик всего две недели находился в общине, куда попал вместе с мамой Екатериной.
Те, кто слышал про эту организацию, крутят пальцами у виска. Мол, ее члены исповедуют такой бредовый бред, что никаким ранее существующим сектам и не снилось. Эти люди верят в то, что СССР как государство все еще существует. У них есть свои министры и губернаторы. Расплачиваются за товары и услуги между собой они старыми советскими деньгами. У каждого — паспорта СССР, которые сами же и печатают. Они считают, что имеют право не платить налоги, кредиты и за услуги ЖКХ. Казалось бы, безобидные чудики. Но там все немного сложнее.
«Любовь» вербовщика
Екатерина Елисеева была обычной многодетной жительницей поселка Повенец Медвежьегорского района республики Карелия. Любимый муж, четверо прекрасных сыновей, работа воспитательницей в школьном интернате, простая деревенская жизнь — дом, куры, скотина, огород. Но в 2021 году она узнала о существовании общины. И с того момента вся жизнь Кати переменилась. Она сразу восприняла идеи этой организации, как свои.
«Незадолго до этого от Кати ушел муж, мой сын Альберт, — рассказывает Ирина Елисеева. — Почему ушел? Катя была плохой хозяйкой — готовила плохо, не любила убираться. Постоянно пропадала на работе. Вот он не смог больше терпеть, они развелись. Катя осталась одна с детьми. Мы ей помогали во всем, конечно. Так вот, она в интернете познакомилась с вербовщиком этой общины, и он влюбил ее в себя, чтобы заманить туда».
Сначала Катя ходила по поселку и всех встречным и поперечных агитировала, расписывая, что можно вернуться к брежневским временам. Агитировала даже в той школе, где работала. Никто, по словам свекрови, никаких мер не принимал, люди только посмеивались. Старшие дети сочувствовали матери и старались не обращать внимания на ее чудачества. А обращать внимание было на что.
«Как-то мне Катя сказала, что очень плохо спала — всю ночь над ее домом кружился военный вертолет, — вспоминает Ирина Елисеева. — Ну бред же это, мы живем по соседству и, конечно, никакие вертолеты не летали. Потом она просила у меня красную ткань, хотела сшить флажки и развесить их вокруг своего дома».
Спрятался за диван
27 августа прошлого года Катя зашла в дом свекра и свекрови, где уже неделю гостил ее младший сын Арсений. Сказала, что забирает ребенка.
«А мальчик вдруг вырвался и спрятался за диван, — горестно вздыхает свекровь. — Расплакался и сказал, что никуда не поедет с мамой. Но Катя его все равно забрала. А на следующий день прислала нам фотографию: она с Сенечкой на Красной площади. Написала, что уехала в Москву, чтобы устроить свою личную жизнь. Ну я тогда за нее порадовалась, может, если мужик появится, мозги встанут на место, и она забудет о своих идеях. Кто ж знал, что этот "любимый" был вербовщиком той общины!»
Это была последняя весточка от Екатерины. Почувствовавшая неладное свекровь подала заявление об исчезновении невестки и внука в полицию. Там открыли розыскное дело.
Однажды соседка Ирины Елисеевой прибежала сильно взволнованной и показала на телефоне видео, которое случайно увидела в интернете. «Это не наши, случайно?» И точно, в зафиксированной видеокамерой процессии свекровь узнала Катю и внука. Она говорит, что в тот момент у нее чуть сердце не разорвалось. Потом по этой ссылке, найденной в Сети, Ирина изучала весь фото и видеоконтент общины, искала своих. И находила. То жутко похудевшая Катя появится в кадре во время песнопений, то мелькнет голова Сенечки. Все эти материалы свекровь передавала в полицию.
«А недавно мне сообщили из органов, что был совершен рейд в ту общину, откуда ее последователи слали свои видео, — рассказывает Ирина. — Эта оказалась какая-то заброшенная деревня в Ульяновской области. Приставы попросили меня прислать четкое фото внука».
Паранджи на детях
То, что потом рассказали ей в полиции, ввергло женщину в ужас. Когда правоохранители нагрянули в общину, обнаружили там множество детей. У всех были закрыты лица мешками, похожими на паранджу. И никто из детей не знал кто они, как их зовут, кто их родители.
«Как мне рассказали, в эту деревню сотни людей приезжали семьями, — качает головой Ирина. — Продавали машины, квартиры, все имущество и все деньги отдавали в общину. А сами жили там без удобств, даже без электричества. В избах свечи и всюду красные флаги развешаны. А знаете, тот вербовщик, который Катю заманил, он ведь ее сестре звонил. Спрашивал, какая у Кати есть недвижимость, на кого она оформлена. Вот что их интересует — деньги, деньги, а вовсе не те дурацкие идеи, которыми они головы людям морочат».
Катю и Сенечку в той общине не нашли. Значит, они куда-то уехали. Но куда и почему? Мать с сыном могли спрятаться, укрыться где-то, чтобы избежать задержания полицией. Елисеевы заочно лишили Екатерину родительских прав, по причине того, что она член запрещенной организации. Родные очень тревожатся за Сенечку, по их мнению, ребенку не место в этой общине, тем более что у него слабое здоровье — анемия и аллергия.
«Ребенка жалко, — посочувствовал бывший следователь, адвокат Вадим Багатурия. — Если мать лишена родительских прав, то родственники могут забрать мальчика из той общины. Идеи этих чудиков, на мой взгляд, только приманка. На самом деле эта организация — пирамида, в которой обирают простаков, ностальгирующих о прошлом».
Ирина Елисеева просит всех, кто узнал женщину и мальчика на фото или обладает информацией о их местонахождении, сообщить в полицию или на горячую линию поискового отряда «Лиза Алерт».
*признана Минюстом РФ экстремистской организацией