На популяризацию той же Улицкой или Алексиевич работала не только российская, но и западная медийная машина.
Писатель, общественный деятель Захар Прилепин и фонд «Защитники Отечества» представили сборник рассказов «Жизнь за други своя», который основан на историях ветеранов СВО и членов семей погибших бойцов. На презентации Прилепин озвучил идею подготовить аналогичный сборник рассказов ветеранов, прошедших другие «горячие точки» - Афганистан, Чечню, Приднестровье. Они, по мнению Прилепина, не получили тогда того внимания, уважения, гордости за них, которые они заслужили.
Почему произошло так, а не иначе, Захар Прилепин объяснил в беседе с aif.ru.
«Медийной, кинематографической и культурной повесткой в России управляли тогда люди, которые, как мы вдруг выяснили в 2022 году, оказались по большей части иноагентами. – Сказал Прилепин новостному порталу aif.ru. - Но в те времена мы этого выяснить почему-то не смогли. В итоге наши медийные элиты, когда был конфликт прорусской оппозиции с прорумынским движением в Молдавии, - болели против русских, против традиционно пророссийских гагаузов, против пророссийских молдован. Когда были конфликты в Абхазии и в Осетии, наши медиа и наши элитарии болели за Грузию - против пророссийски настроенных осетин и абхазов. Когда Чечня была расколота надвое - наши «аристократы духа» болели за Басаева и Хаттаба и даже слышать не хотели о тех чеченцах и дагестанцах, что воюют за Россию. Все это распространилось и на литературу тоже. Те, кто видел наше телевидение 90-х, прекрасно помнят, что управляли им Березовский и Гусинский, а ведущими итоговых телепрограмм были Евгений Киселев*, Савик Шустер, Леонид Парфенов и Артемий Троицкий*. И Виктор Шендерович* тоже работал на нашем телевидении».
По мнению Прилепина, и в литературной сфере царила примерно та же самая картина.
«Прямо говоря, мы тогда были оккупированы в культурном смысле. И оккупация эта в полной мере еще не закончилась доныне, - уверен Прилепин. - У нас, знаете, есть такое, оставшееся в наследство от либеральных времен мнение: не надо ничего людям навязывать, «рынок сам решит», «люди сами выберут». На самом деле, либерализм через сотни самых различных носителей именно что навязывал и культивировал свою систему ценностей и своих витий - кинематографических, литературных, каких угодно. У нас сотни глянцевых журналов, телепрограмм, сайтов, «институтов мнений и репутаций» создавали феномен, ну, например, Людмилы Улицкой или Светланы Алексиевич. Они ж до сих пор в университетских программах на филфаках. К тому же на этих дам работала еще и западная медийная машина, которая всегда ценила помимо прочего их кромешный антисоветизм. Это как бы такой знак качества был для проходки на Запад. Но ответственно вам скажу: есть такой писатель - Олег Ермаков, «афганец», автор великолепного романа «Час зверя» и сборника афганских рассказов «Арифметика войны». И как писатель он, настаиваю, больше и талантливее Алексиевич, помноженной на Улицкую. Однако два последних имени знает в России любой читающий человек, а фамилию Ермакова, думаю, 99% читателей сейчас увидели впервые».
И это, уверен Прилепин, не «так само собой получилось». Это результат вполне себе зримых и разбираемых на составные процессов.
* Физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента.