Министр образования Саратовской области Михаил Орлов пригрозил директорам школ увольнениями за то, что медалисты показывают низкие результаты на ЕГЭ – менее 70 баллов на экзаменах, а почти 5% медалистов показали результат менее 50 баллов. Такую позицию министра не поддержала главный научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, по её мнению, в первую очередь в облправительстве должны задаться вопросом: достаточно ли оборудования в школах и учителей соответствующего профиля для того, чтобы демонстрировать результаты, намного превышающие средние.
«На директорах очень большая ответственность, и медали они вручают в соответствии с общепринятыми критериями, поэтому угрожать увольнениями не очень адекватное решение. Можно им порекомендовать улучшить работу, чтобы получить более согласованные оценки, но не нужно забывать, что есть вещи, которые напрямую к их полномочиям не относятся. Конечно, медалями мы хотели поощрить очень высокую академическую успешность школьников, хотя эта успешность в большей степени подтверждается олимпиадами. Возвращение медалей в школу – это больше подчёркивание достижений школьников в общественной жизни. И это не те достижения, которые можно продемонстрировать на едином государственном экзамене.
ЕГЭ у нас сложный, и ни одна школа не может взять на себя обязательства и гарантировать высокий балл. Экзамены очень сложные, и не случайно мы видим просто отказ ребят сдавать профильную математику, физику, даже химию. Всего 36% школьников по сравнению с предыдущими годами выбрали для сдачи физику. Наиболее сложные, причём не просто даже вопросы, целые разделы по атомной физике в этом году исключили из экзаменов.
Если взять средние результаты ЕГЭ по России, то за исключением русского и английского языка по всем экзаменам школьники набирают меньше 60 баллов. Поэтому баллы, о которых говорят в Саратовской области, соответствуют средним по России. Высокие достижения выпускников, которые демонстрируют 80 баллов и выше, это усилия, как правило, не только школы, но и дополнительных занятий школьника, усилий семей, которые инвестируют в образование. При этом подавляющее большинство 80-балльников уезжает в Москву и Санкт-Петербург, в своих регионах они, как правило, не остаются. Те же ребята, которые хотят поступать в вузы не такого высокого уровня, имеют все возможности поступить в своем регионе и с 60, и даже с 55 баллами, и могут даже претендовать на бюджетные места. При этом медали дают некоторое преимущество при поступлении, дополнительные баллы, что может стимулировать для поступления в своём регионе.
Я считаю, что нужно проводить профессиональные, очень уважительные по отношению к учителям обсуждения, почему такие результаты. Помимо того что сегодня в школах недостаточно оборудования для физики и химии, у нас даже при подготовке учителей только недавно педуниверситеты стали оснащаться лабораториями, чтобы учителя были знакомы с этим оборудованием. До этого мы тоже на пальцах учили физиков и химиков.
Поэтому я думаю, что такой хлёсткий административный накат в отношении качества образования несправедлив. Мне кажется, что результаты учеников соответствуют среднему уровню, что медали все-таки присуждаются за систематическую работу в течение года и проявления активности. Я не хочу полностью оправдывать директоров, я знаю, что школы стремятся долю медалистов показать, и нередко тянут учеников, которые вроде идут на медаль, где-то им помогают. Но если ставить задачу на повышение качества образования и на большую согласованность текущих оценок, оценок в школе и тех, что демонстрирует на ЕГЭ, то нужно очень серьёзное профессиональное обсуждение без угроз кому-либо».