На ТВ ускорилось сокращение доли иностранного контента
Российские телеканалы в 2023 году сократили долю зарубежных фильмов почти на 11 п.п., следует из данных Mediascope для «Известий». В 2022-м, когда рынок РФ покинули иностранные мейджоры, это падение оценивали в 3 п.п. С тех пор наша страна стала активно наращивать собственный качественный контент. Он фактически и заменил весь ушедший иностранный, пояснили эксперты. Впрочем, онлайн-кинотеатры пока не намерены отказываться от фильмов из Южной Кореи, Турции и Латинской Америки, ориентируясь на лояльную аудиторию.
Резкий спад
Доля иностранных фильмов в эфире федеральных телеканалов сокращается второй год после ухода с российского рынка таких киностудий, как Universal, Warner Bros., Disney, Sony и Paramount. В 2023-м эта доля упала значительней — почти на 11 п.п., до 28,4%, вместо 3 п.п. (до 39,3%) годом ранее. Такие данные «Известиям» предоставили в компании Mediascope. В исследовании учитывалась аудитория старше четырех лет в городах с населением от 100 тыс. человек.
Отечественный контент в 2023-м в эфире фактически заменил ушедший зарубежный, его прирост составил почти 11 п.п.
Согласно данным Mediascope, топ-5 фильмов по итогу прошлого года возглавил «Последний богатырь: Посланник Тьмы», на втором месте «Бриллиантовая рука», на третьем — «Непослушник». На четвертой и пятой строчках рейтинга — «Море. Солнце. Склифосовский» и «Последний богатырь: Корень зла» соответственно.
Доля зарубежного кино в дальнейшем не будет сильно сокращаться, она меняется постепенно, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. По данным агентства, на сегодняшний день среднее количество контента, которое присутствует в кинотеатрах, составляет порядка 32 тыс. единиц.
— В 2022 году онлайн-кинотеатры выпустили около 100 собственных проектов (так называемых originals), в этом году эта цифра будет больше на 40–50%. Ежегодно прибавляется от 100 до 200 единиц отечественного контента, — отметил эксперт.
В количественном выражении Турция, Китай, Южная Корея и Латинская Америка предоставляют гораздо больше своих проектов, но с точки зрения просмотров сейчас конкурентов отечественному кинематографу нет, пояснил эксперт.
В пресс-службе Национальной Медиа Группы рассказали, что холдинг увеличил производство собственного контента более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. В «Газпром-Медиа Холдинге» пояснили, что сетки каналов всегда были сформированы в основном на фильмах своего производства.
— Каналы, в сетке которых присутствовал иностранный контент, конечно, сократили его объем и переориентировались на собственные форматы. Однако есть и примеры зарубежных премьер: так, например, на ТВ-3 в феврале вышла премьера сериала «Зорро» от сервиса Amazon одновременно с мировой, — заключили в холдинге.
В 2022 году еще действовали старые контракты, поэтому и иностранного контента на ТВ было больше. В 2023-м многие не захотели их заново подписывать, поэтому таких фильмов стало меньше, объяснил главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Юлия Шампорова. По ее мнению, контент стран, которые готовы его продавать России, качественно значительно ниже отечественного, поэтому закупать его особо смысла нет.
Потенциал роста
Онлайн-кинотеатры в свою очередь продолжают закупку зарубежного контента через альтернативные страны. У турецких проектов есть своя лояльная аудитория, которая с удовольствием смотрит его, считает директор по контенту и дистрибьюции «МТС Медиа»/онлайн-кинотеатра KION Мария Смирнова. Для этой платформы количественная составляющая при закупках таких фильмов не является ключевой, они тщательно подбираются для зрителя, исходя из предпочтений и востребованности, добавила она.
— Конечно, тайтлы из Турции — не единственный зарубежный контент, который мы для себя рассматриваем. Также закупаются фильмы от европейских студий на постоянной основе, но тут мы гонимся не за количеством, а, прежде всего, за его качеством, — сказала Мария Смирнова.
По ее словам, флагманским направлением KION всегда была и остается линейка originals — их смотрит более 70% пользователей сервиса. Эта тенденция сохранится и в 2024 году.
В Premier считают, что зрительский интерес к зарубежному контенту вырос — в 2023 году порядка 44% подписчиков онлайн-кинотеатра смотрели такие фильмы.
— Слабый зрительский интерес мы зафиксировали только в отношении корейского контента, о чем нас и предупреждали аналитики. Турецкие сериалы, на наш взгляд, имеют потенциал роста, однако не стремительного, а постепенного. В 2024 году мы продолжим закупать зарубежный контент разных стран, — отметили в пресс-службы сервиса.
По итогам 2023 года количество уникальных просмотров турецких сериалов на Start увеличилось в четыре раза по сравнению с 2022-м, рассказала «Известиям» PR-директор группы компаний Start Виктория Денисова. На волне популярности контент из этих стран растет в цене, но зрительский спрос тоже масштабируется, поэтому экономика проектов складывается, добавила она.
Елизавета Крылова
Фото: pixabay
По материалам: “Известия”