Здание «Известия холл», где утром 15 февраля бушевал пожар, — охраняемый государством памятник культурного наследия. Оно было построено для редакции первой советской газеты «Известия» знаменитым архитектором Григорием Бархиным.
Здание «Известия холл», где утром 15 февраля бушевал пожар, — охраняемый государством памятник культурного наследия. Оно было построено для редакции первой советской газеты «Известия» знаменитым архитектором Григорием Бархиным.
Проект всей жизни
Великая Октябрьская социалистическая революция изменила в России все, в том числе и архитектуру. Советский народ принялся самозабвенно строить новое государство, новое общество, новый быт: конечно, и облик новых зданий должен был быть совершенно другим, не таким, как раньше.
Так и родился новый архитектурный стиль — конструктивизм. Это строгость и лаконичность форм, монолитность: все, что должно было символизировать мощь и простоту пролетариата.
В этом стиле и работал советский архитектор Григорий Бархин. В 1924 году он узнал о конкурсе на проект здания редакции газеты «Известия» и сразу понял, что такой шанс выпадает раз в жизни. Ведь это была первая и самая любимая Лениным газета Советской России.
Проект, который разработал Бархин, победил на конкурсе. Однако архитектор потом старался не упоминать главное творение всей своей жизни и не смотреть на него. Потому что здание было построено в итоге не так, как хотел автор. Дело в том, что архитектор нарисовал для «Известий» устремленную ввысь 12-этажную башню. Но ее «подрезали». Потому, что в то время в пределах Садового кольца было запрещено строить здания выше шести этажей — советские градостроители при застройке Москвы опирались на пример Берлина.
Так что самый главный элемент из проекта «секвестировали». Но все равно получилось прекрасное творение в стиле конструктивизма — строгое, лаконичное, монументальное, и, вместе с тем, изящное. Хотя его потом и ругали за «слишком красивые круглые окна». Бархин сам круглосуточно контролировал строительство — он жил в доходном доме напротив.
На верхнем этаже здания Бархин расположил кабинеты редакции с большими круглыми окнами-иллюминаторами. Динамику фасаду придавали асимметрично расположенные балконы и квадратные часы на торце здания. Кирпичные стены были оштукатурены с имитацией бетона, нового для 1920-х годов материала. Кстати, отделочными работами занимались итальянские мастера.
В новое здание «Известий» переехал коллектив газеты вместе с революционером Николаем Бухариным — он был тогда ее главный редактором. В 1938 году его репрессировали, приговорили к смертной казни и расстреляли.
Восстановили прежний облик
В 1990-е нижние этажи редакции сдали в аренду. Тут появились офисы и увеселительные заведения. Прежний облик здания начал трещать по швам. Одним из главных искажений авторского замысла стали пробитые входами на улицу витрины ресторанов первого этажа. Все арки в квартале в 90-е годы застроили для более эффективного использования площади. Они стали частью ночных клубов, в изобилии разместившихся внутри квартала «Известий». Арка старой редакции не стала исключением.
В 2016 году «Известия» реставрировали, зданию постарались вернуть первоначальный облик. Причем реставрацией занимался правнук Бархина — Алексей Гинзбург. Ему удалось сохранить и восстановить многие важные детали. К примеру, найдя на полах фрагменты метлахской плитки — простой, белой с синеватыми вставками на углах, архитекторы заказали в Германии похожую и восстановили полы вестибюлей и коридоров бывшей редакции.
Сейчас в бывшей редакции первой советской газеты располагается культурно-развлекательный центр. В его концертном зале выступали почти все звезды российской эстрады и немало зарубежных артистов. «Известия холл» часто сдавалось для проведения корпоративов.
15 февраля здание загорелось. Пожар начался во внутреннем дворе —вспыхнули бар «Резиденция» и ночной клуб Lookin Rooms.